Стр. 120 - BDM_2016-01-02

Упрощенная HTML-версия

я уже сказал: сама архитектура здания
подсказывала нам соответствующее
наполнение. А вторая — довольно
прагматичная: обретение пусть отно-
сительной, но независимости от худо-
жественного рынка. Нередко начина-
ющие коллекционеры на этот фактор
внимания не обращают, и напрасно,
так как рынок зачастую навязывает
то, что на нём уже давно представлено.
При этом намного интереснее рабо-
тать в областях, которые практически
не освоены, а рынок — это всегда не-
множко «заговор» против покупателя.
И самостоятельность здесь в извест-
ной степени сводится к минимуму.
Искусствоведы зачастую становятся
заложниками индустрии. В этой сфере
существует магия моды, цен, имён. Но
следовать моде при составлении кол-
лекции — плохой принцип. Поступать
следует как раз наоборот!
БДМ:
Здесь возникает ещё один
вопрос. Что такое корпоративная
коллекция: собрание для любования
или хранилище художественных цен-
ностей?
Ни то ни другое. Есть деятельность,
которая вызывает в нас уважение
к тем, кто этим занимается. Входить
в этот круг и быть причастным к этому
делу — большая радость. Но есть что-
то инфантильное в том, когда коллек-
ционер ограничивает себя только обла-
данием чужого труда. Коллекция—это
творчество, кропотливая работа над
выстраиванием диалога между кол-
лекционируемым периодом искусства
и настоящим временем, то есть свое-
го рода — связь времён. Допускаю,
что обладание коллекцией — элемент
престижа. Но если это только так, со-
брание перестаёт жить.
БДМ:
Но бывает же ещё и другая цель,
когда в произведения искусства вкла-
дывают деньги, чтобы затем выгодно
перепродать? Казалось бы, для банка
такая цель вполне закономерна.
Мы таких целей перед собой не стави-
ли изначально. Европейская финан-
совая группа UniCredit, частью кото-
рой является российский ЮниКредит
Банк, давно рассматривает культуру
в первую очередь как средство содей-
ствия социально-экономическому раз-
витию. И мы этот взгляд полностью
поддерживаем. Наша коллекция — это
не бизнес-проект, а форма социальной
ответственности банка.
Не забывайте также, что собрание
наше закладывалось в те годы, когда
экономическая ситуация была весьма
тяжёлой, и одной из главных жертв
оказалась, как водится, культура. Тог-
да было немало примеров поддержки
культурных событий корпорация-
ми и банками, но зачастую они были
спонтанны. В данном же случае речь
шла совсем о другом: в ЮниКредит
Банке закладывалась осмысленная,
исторически и эстетически продуман-
ная коллекция, рассчитанная на долгие
годы жизни и развития. Так оно и по-
лучилось.
БДМ:
Александр, мы как-то априори
признали факт, что вы очень увлече-
ны этим художественным направле-
нием. И хотелось бы узнать: почему,
что вас в нём так привлекает?
Будучи студентом, я посещал лек-
ции по истории искусства, ещё тогда
у меня сложилось впечатление, что
после хорошо изученных периодов
Серебряного века и русского авангар-
да в арт-летописи происходит некий
сбой. И в истории культуры сразу по-
сле Татлина, Лисицкого или Стенбер-
гов появляются совершенно другие
имена: было ощущение, что есть не-
кий пробел, и существует некая ко-
горта не то чтобы незамеченных, но—
дóлжно не оценённых, не изученных
художников. Вот, собственно, с этого
личного открытия и начался мой ин-
терес к поставангарду, а когда стал
им заниматься, пришла уже глубокая
увлечённость.
БДМ:
Листая альбом художественно-
го собрания, любезно подаренный
журналистам на его презентации,
я обратила внимание на то, что любой
художник — не просто узнаваем, но
с очень выраженным «своим» по-
черком. Будь то загадочная прозрач-
ность «Сна» Леонида Чупятова, или
буйство красок на полотнах Фёдора
Семёнова-Амурского, или строгая, но
тёплая графичность Арсения Шульца,
от которого, честно говоря, я в вос-
торге…
Список художников-поставангарди-
стов с уникальной историей и своим
почерком можно продолжать и про-
должать. Понимаете, это удивитель-
ный период, который отличает много-
язычие, — пожалуй, даже полифония
художественного взгляда. Это одна
из самых важных характеристик пе-
риода. Но точно так же полифонично
восприятие тех, кто смотрит на эти по-
лотна или рисунки сегодня, у каждого
возникает своё ощущение времени.
120
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2016
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
БОЛЬШЕ ЧЕМ ХОББИ