Стр. 124 - BDM_2016-01-02

Упрощенная HTML-версия

и открытиях, то он и не понимает,
где лженаука, он просто мыслит так,
как людям привычно»
.
БДМ:
Как человеку, который с наукой
не знаком, не потеряться в потоке
различной литературы и научиться
«отделять зёрна от плевел»? На что
ему ориентироваться при выборе
книг?
За последнее время переведено мно-
го качественной западной литера-
туры, есть и целый ряд российских
популяризаторов науки: Сергей Мар-
ков, Дмитрий Жуков, Ася Казанцева,
Борис Штерн, Александр Соколов,
Владимир Сурдин, Виктор Сонькин,
Сергей Попов, Михаил Никитин, Анд-
рей Зубов, Илья Колмановский, Сер-
гей Панчин и др. Есть качественные
научно-популярные издания и пор-
талы. Ищите, читайте, сомневайтесь,
проверяйте!
БДМ:
Насколько, по-вашему, измени-
лась роль человеческого жилища
в современности по сравнению с тра-
диционным укладом жизни?
Изменилась, разумеется. Раньше жи-
лище выполняло прежде всего функ-
цию защиты человека и его семьи.
Сейчас стены остались, но на первый
план выходят удобство, комфорт
и даже самоидентификация. Архитек-
тура не существует сама по себе — она
формирует человеческое мировоззре-
ние и одновременно развивается от
него. Тем, кого интересует взаимо-
связь человеческого развития и архи-
тектуры, посоветую недавно вышед-
шую у нас работу Тома Уилкинсона
«Люди и кирпичи».
БДМ:
Возможно ли принципиальное
изменение методов познания совре-
менного мира и его прошлого?
Принципиальное — вряд ли. Наука не
стоит на месте, ежегодно появляются
новые методы исследования в самых
разных научных дисциплинах. Но ба-
зой получения данных по-прежнему
остаются наблюдения, анализ и экс-
перименты. Факты объясняются с по-
мощью гипотез и теорий, на которых
выстраивается модель. Научный ме-
тод с его требованием объективности
остаётся главным способом получе-
ния знаний и методов решений за-
дачи.
БДМ:
Можно ли сказать, что практиче-
ски все исторические источники уже
обнаружены и сейчас настало время
преимущественно их толкования,
комментирования, осознания?
Думаю, что впереди ещё много откры-
тий. Существование многих источ-
ников подтверждается косвенными
данными, но они пока не найдены.
Многие найденные источники не из-
учены в достаточной степени. Работы
учёным хватит надолго.
БДМ:
Кто-то завидует сегодня преж-
ним поколениям, когда ещё были
неоткрытые земли и неизученные
страны, незафиксированные эпи-
зоды истории. Сокращается ли
в современной научно-популярной
литературе количество тем и с чем
это связано?
По-моему, количество тем только уве-
личивается. Темы становятся более
узкими, но прорабатываются глубже,
ставятся другие акценты, использу-
ются новые методики исследования.
Сейчас никого не удивляют книги об
истории птичьего пера или, например,
мизинца. Эти темы тоже интересны
и через изучения малого и, казалось
бы, локального могут привести к со-
вершенно неожиданным выводам
на глобальном поле. С другой стороны,
книги, обобщающие опыт науки, тоже
вызывают огромный читательский
интерес. Из таких вот фундаменталь-
ных научных исследований упомя-
ну две книги нобелевских лауреатов:
«Объясняя мир. Истоки современной
науки» Стивена Вайнберга и «Красота
физики. Постигая устройство приро-
ды» Фрэнка Вильчека.
БДМ:
Какую роль в развитии челове-
чества играет коллекционирование
воспоминаний — эмоциональных от-
звуков прошлого, его своеобразная
фиксация, вне линейки дат и собы-
тий истории?
Это важный инструмент понимания
прошлого. Оно ведь действительно
состоит не из цифр. Воспоминания,
мемуарная литература дают очень
многое для понимания каких-то эмо-
циональных состояний общества или
человека в тот или иной период. Такие
состояния в свою очередь частенько
задают направление развитию. Наше
время характеризуется повышенным
состоянием тревожности, неуверен-
ности, нестабильности. У будущих
исследователей нашего времени будут
не самые приятные впечатления.
БДМ:
Книги по воспитанию — это
«вечные» гарантированные бест-
селлеры или в наше время тема
воспитания обрела особое значение
и дополнительный смысл?
Сама по себе тема, даже очень важ-
ная, не рождает бестселлеры автома-
тически. Актуальность (а воспитание
124
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2016
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ:
ГЕОГРАФИЯ ДУШИ