Стр. 55 - BDM_2016-01-02

Упрощенная HTML-версия

Первуюбрешь в этихоценкахпроби-
ловведениевдекабрепрошлогогода эко-
номических санкцийпротивТурции. По
подсчётам Альфа-Банка, жёсткие меры
«накинут» на инфляцию–2016 до 0,8%.
А уже с конца декабря расстреливать
прежние прогнозы из крупного калибра
начала девальвация. По данным Росста-
та, на 18 января инфляция составила
0,5%против 0,3%годомранее. Заметный
рост потребительских цен, начавшийся
чуть ли не с боем курантов, население
ощутило и без сводок статистического
ведомства. По прогнозу Минэконом-
развития, инфляция по итогам года со-
ставит около 10%. Двузначная цифра
станет в том числе и ограничителем для
ожидавшегосясниженияключевойстав-
киЦБ. Анекоторые экспертыдаже видят
предпосылки для её повышения.
Все вместе взятые обстоятельства
ставят крест на перспективах восстано-
вительного роста экономики в текущем
году, как того ожидало Минэкономики
(похоже, только оно одно—Банк России
предсказывал продолжение рецессии).
Причём уже в пошлом году, по мере
развития событий прогнозы ведомства
становились всё более скромными. Так,
в марте
Алексей УЛЮКАЕВ
рассчиты-
вал на рост в 2016-м в диапазоне 2,5–3%,
в июле—уже на 2%, а в сентябре—всего
на 1%при цене на нефть $50 за баррель.
Чего уж теперь старое поминать…
Втекущемянваревозможностьроста
в 2016-мразглядел только вице-премьер
Аркадий ДВОРКОВИЧ
, заявивший
18 января на Азиатском финансовом
форуме в Гонконге:
«Мы ожидаем пози-
тивного экономического роста в этом
году, несмотря на экономический кри-
зис. Мы находимся в постоянном диало-
ге с бизнес-сообществом, обсуждая меры
поддержки экономики
». А вот премьер-
министр
ДмитрийМЕДВЕДЕВ
в своём
выступлении на Гайдаровском форуме
признал, что околонулевое состояние
российской экономики может длиться
годами.
Когда угроза обвала нефтяных цен
до $20 за баррель несколько отдалилась,
Минэкономразвития освежило свои
прогнозы. Так, при базовом сценарии
с ценой на нефть $50 за баррель (ведом-
ство упорно не желает сбрасывать со
счетов этипараметры, переместившиеся
в область ненаучной фантастики) мини-
стерство ожидает роста ВВП на уровне
0,7%; при цене $40—спад в 1%; при цене
$25—спад в 3,9%.
У независимых экспертов разговоры
о росте экономики сводятся к дискуссии
о глубине минуса. Так, альтернативные
расчёты Альфа-Банка не оставляют
шансов на выход из рецессии даже при
стоимостинефти$50 за баррель.Приди-
апазоне цен $40–50 эксперты прогнози-
руют спад экономики на 0,5–1%, при
цене в $30—минус 2–3%.
СЕМЬ РАЗ ОТРЕЖЬ
Единственный содержательный разго-
вор из серии «что делать?» ведётся пока
вокруг параметров федерального бюд-
жета.Непрошлоидвухнедель смомента
его принятия в декабре, как он утратил
свою актуальность, поскольку был рас-
считан исходя из цены на нефть $50 за
Т
акого сильного снижения цены
на нефть никто не ожидал. Не-
гативный эффект для динамики
реального сектора очевиден. Воз-
можностей для положительного
роста экономики в таких услови-
ях не появится, и 2016 год она уже
безусловно завершит в минусе.
Насколько глубоким он окажется,
пока не ясно.
Ещё есть надежда, что слабым
будет только первое полугодие, а со
второго ситуация нормализуется, по-
скольку остаётся неопределённость
в развилке глобального сценария.
Пока в принципе рынки отыгрывают
то, что на поверхности: выход Ирана
на рынок нефти, плохие настроения
в Саудовской Аравии, замедление
в Китае. И до сих пор непонятно, яв-
ляется ли это падение цен на нефть
резким провалом с последующим
восстановлением и возвращением
среднегодовых величин до более реа-
листичных уровней—$40-50 за бар-
рель. Или это действительно какое-
то новое равновесие, и мы увидим
ещё более глубокое падение нефти
до $20 за баррель с последующим за-
креплением в районе $30.
Активные действия нашего пра-
вительства сосредоточены пока
в основном вокруг секвестра бюдже-
та. Инициатива исходит от Минфи-
на, потому что, понятно, он отвечает
за сбалансированность бюджетных
показателей. Но политика прави-
тельства—это не бюджет-кампания.
В условиях, когда экономика ухо-
дит в рецессию, можно сокращать рас-
ходы, а можно их наращивать, чтобы
поддерживать экономический рост.
В теории — должны осуществлять-
ся меры, направленные на поддерж-
ку инвестиций, в идеале — частных.
На практике — у правительства нет
инструментов, чтобы реализовывать
такие меры. Потому что у нас не вы-
работано никакой стратегии эконо-
мической трансформации, а приме-
няется только тактика по удержанию
экономики на плаву и минимизации
издержек бюджета. То есть вся эко-
номическая дискуссия выстроена под
эгидойМинфина. Но также очевидно,
что чем больше бюджет будет завин-
чивать гайки, сокращая расходы, тем
слабее окажется экономический рост.
Бюджет будет не снижать эффект
кризиса, а, наоборот, его усиливать.
Наталья
ОРЛОВА
Главный
экономист
Альфа-Банка
ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА —
НЕ БЮДЖЕТ-КАМПАНИЯ
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
55
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА