Стр. 56 - BDM_2016-01-02

Упрощенная HTML-версия

баррель — цифры странной даже по со-
стоянию на осень прошлого года, когда
завершались последние согласования по
статьям бюджета.
Уже в конце декабря Минфин пред-
ложил прочим ведомствам в трёхне-
дельный срок, до 15 января, подготовить
предложения по сокращению ожидае-
мых из бюджета поступлений на 10%.
Фискальное ведомство тогда исходило
из цены $40 за баррель, на тот момент
уже нереалистичной.
В итоге принято решение подгото-
вить списки для сокращения бюджет-
ного финансирования (ориентируясь
на отметку $40), но реальный секвестр
бюджета перенести на апрель. Впрочем,
прикидку последствий для российского
бюджета в случае фиксации нефтяных
цен в районе $25 в Минфине всё-таки
сделали: выпадающие доходы составят
3 триллиона рублей, илиболее 25%из за-
планированных 13,6 триллиона. В этом
случае речь пойдёт о сокращении 40%
расходов бюджета на 10%.
Как видим, предметный разговор
идёт пока исключительно в логике «где
отрезать». Как вариант «где закрутить
гайки» — в частности, звучали предло-
жения об ужесточении валютного кон-
троля с возвратомкобязательнойпрода-
же выручкиэкспортёрами.Опостановке
вопроса «как прибавить» не слыхать.
Разве что предложение о расширении
спискаподакцизных товаров, нооновсё-
таки ближе к логике закручивания гаек.
Однако с кризисом можно бороть-
ся не только путём урезания всех воз-
можных и даже запрещённых (напри-
мер, социальных) расходов, но и путём
увеличения инвестиций в целях сти-
мулирования роста. В этом направ-
лении — подозрительно пусто. Хотя
правительство и подтвердило прежние
планы поддержки отраслей, ориентиро-
ванныхна импортозамещение. В списке,
помимо очевидных сельского хозяйства
и транспортного машиностроения,
значатся почему-то легпром и авто-
пром—отрасли, от сотворения мира не
ходившие во флагманах отечественной
промышленности, а потому с сомни-
тельным потенциалом драйверов.
Правительство вновь обратилось
к идее антикризисного плана, по анало-
гии с прошлогодним решением. Напом-
ним, комплекс мер общей стоимостью
2,7 триллиона рублей был утверждён
в конце января 2015-го. Однако уже
в октябре от следования плану отказа-
лись: власти решили, что дальше ситуа-
цией можно управлять в рабочем режи-
ме. Тогда же, в октябре, эффективность
реализации плана буквально разгроми-
ла председатель Счётной палаты
Ольга
ГОЛОДЕЦ
. По оценкам СП, из 60 пунк-
тов плана было полностью выполне-
но лишь 17, частично — ещё 21. Кроме
того, при реализации большинства мер,
напротив которых в итоге появились
галочки, происходило критичное затя-
гивание сроков: решение о выделении
средств принималось, скажем, в начале
весны, а реально деньги поступали осе-
нью. Действительно, что проку от такого
плана?
Остаётся надеяться, что исполнение
очередного плана будет осуществляться
более чёткоиконструктивно. Намомент
подписанияномерадокумент ещёнебыл
представлен в правительство, поэтому
содержательно оценить антикризисные
меры не представляется возможным.
ЗА ЧЕЙ СЧЁТ
Основные тяготыкризисалеглинаплечи
населения, этофакт. Запоследниенедели
сразу несколько чиновников и извест-
ных экономистов высказались по этому
поводу. В меру сочувственно, спасибо.
Но цитировать не хочется.
Обеднение граждан очевидно и без
ссылок на авторитетную слезу. По дан-
ным Росстата, в 2015 году реальные
доходы упали на 4%, реальные зарпла-
ты — на 9,5%. И судя по обновлённому
прогнозу Минэкономики, население
продолжит беднеть: в 2016 году ожида-
ется сокращение реальных зарплат ещё
на 3,5%, доходов—на 4%.
Спонсор поиздержался. Население
уже не в состоянии затыкать из свое-
го кармана амбразуры кризиса. С него
больше взять нечего.
Или найдут, если хорошенько по-
ищут?
Марина ТАЛЬСКАЯ
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
(%, ГОД К ГОДУ)
НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА И ИНФЛЯЦИЯ
(%, ГОД К ГОДУ)
Источник:
Альфа-Банк по данным Росстата.
56
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ 2016
АНАЛИЗ:
МАКРОЭКОНОМИКА