Стр. 53 - BDM_2016-03

Упрощенная HTML-версия

и нужно разрабатывать принципи-
ально иные продукты.
В России детская аудитория яв-
ляется таким новым, не охваченным
банками сегментом, который в долго-
срочной перспективе может стать до-
ходным и, главное, высоколояльным
к банку, к которому привыкли с дет-
ства, с которым связаны воспомина-
ния и переживания.
Для банка, конечно, это самая на-
стоящая работа на перспективу, мно-
голетнее взращивание потенциально
активного и доходного сегмента кли-
ентов.
Много ли сегодня в России бан-
ковских учреждений, которые готовы
к долгосрочной работе? Исследова-
ние MasterCard в 2010 году показа-
ло, что при сравнительно небольших
затратах на привлечение в качестве
клиентов детей 12–15 лет серьёзной
прибыли от работы с ними ждать не
приходится, пока они не достигнут
20-летия. Однако привлечение кли-
ента, которому уже исполнилось 20,
стоит в 30 раз дороже.
ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА
Государство давно уже озабочено во-
просом повышения уровня финан-
совой грамотности населения. Ис-
следования говорят о том, что 62%
граждан считают финансовые услуги
сложными и непонятными, а 60% —
не готовы нести ответственность за
собственные финансовые решения.
1
А чем меньше у нас грамотного в пла-
не обращения с деньгами населе-
ния, тем меньше доходы банковской
системы. Поэтому Министерство
финансов России совместно со Все-
мирным банком разрабатывает про-
ект «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения
и развитию финансового образова-
ния в Российской Федерации». Одна
из целевых групп проекта — учащие-
ся школьного возраста и студенты
как будущее экономически активное
население. Как указано в проекте,
«выбор <…> обусловлен хорошей вос-
приимчивостью школьников и сту-
дентов к формированию адекватных
ценностных установок, развитию
навыков финансового планирования
и рационального поведения. Анализ
международного опыта также под-
тверждает, что данная группа рас-
сматривается как перспективная
в большинстве программ развития
финансовой грамотности»
. Рас-
сматриваются также предложения
включить курсы по основам финан-
совой грамотности в обязательную
школьную программу: разрабатыва-
ют учебные пособия, готовят кадры,
способные обучать детей необходи-
мым навыкам.
Как мы видим, государство так-
же заинтересовано в том, чтобы как
можно раньше обучать детей управ-
лять деньгами и вовлекать их в эко-
номику.
СКЛАДЫВАЕМ МОЗАИКУ
Итак, что получается? Есть дети,
у которых есть деньги. Есть родите-
ли и государство, которые заинтере-
сованы в том, чтобы дети научились
правильно с деньгами обращаться.
И наконец, есть банки, которые как
раз умеют этими деньгами управлять,
и им нужны новые клиенты. Каким
путём стоит идти банкам в пока ещё
не до конца понятную им детскую
аудиторию?
Во-первых, банки могут взять
на себя обучение детей обращению
с деньгами, которые те получают
от родителей. Таким образом, банк
в краткосрочной перспективе по-
лучает возможность кросс-продаж
классических продуктов родителям,
а в долгосрочной — потенциально ак-
тивный и лояльный сегмент клиентов,
пока ещё не охваченный конкурента-
ми. Учитывая активную поддержку,
которую государство оказывает бан-
ковской системе, можно было бы даже
рассчитывать на субсидирование по-
добной инициативы.
По формату это могут быть спе-
циализированные образовательные
учреждения либо партнёрство и раз-
работка совместных программ с уже
существующими школами. Пример
из западной практики — американ-
ский банк Wells Fargo, создавший со-
общество Hands on Вanking, на сайте
которого можно найти электронные
версии курсов по финансовой грамот-
ности для разных сегментов клиентов,
включая детей.
Во-вторых, финансовые органи-
зации могут создать даже отдель-
ный банк для детей, как знамени-
тый Young Americans Bank, успешно
существующий в США с 1987 года.
Young Americans Bank пошёл даже
дальше. Помимо того что он предо-
ставляет вполне обычные услуги
маленьким клиентам и обучает их,
банк открыл собственный бизнес-
инкубатор для детей! Дети приходят
с идеями, совместно с менторами раз-
рабатывают бизнес-план, защищают
его, а банк в случае успеха кредитует
будущее дело юного бизнесмена. Как
вы думаете, с какого возраста дети
могут самостоятельно разрабатывать
бизнес-планы? Судя по результатам
конкурса на лучший бизнес-план
2015 года, проведённого банком, дети
пробуют это делать с 6 лет! В конкур-
се есть три возрастные категории:
6–11, 12–15 и 16–21 лет. На сайте бан-
ка можно посмотреть видео об идеях
юных предпринимателей, которые те
воплотили в жизнь благодаря банку.
А банк при помощи этого проекта
получает в краткосрочной перспек-
тиве прибыль с возвращённого кре-
дита, а в долгосрочной — лояльных
клиентов: детей и родителей. Кста-
ти, в 2015 году в конкурсе победила
семилетняя девочка, которая дела-
ет и продаёт «шармы» для винных
бокалов.
Но не только американские банки
считают детей перспективным клиент-
ским сегментом. В другой части све-
та, в Австралии, CommonWealth Bank
учит детей обращаться с деньгами
1
Базовое исследование уровня финансовой грамотности и компетентности российско-
го населения. Консорциум компаний ЗАО «Демоскоп» и ЗАО «Прогностические ре-
шения», 2012; Изучение финансового поведения населения и привычки к накоплению
сбережений. ЗАО «Демоскоп», 2013.
52
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАРТ 2016
АНАЛИЗ:
ТЕНДЕНЦИИ