«МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ»
ВОЗМОЖНО И НУЖНО
Артур АЛЕКСЕЕВ
Заместитель
председателя правления
КБ «Кубань Кредит» (ООО)
1
Из очень существенного — только интернет-банки, неважно, web- или мобильные.
Они позволили резко сократить количество визитов клиентов в офисы и, как след-
ствие, снизить нагрузку на эти самые офисы с соответствующим снижением издержек.
Из существенного — так называемые облачные технологии и всё, что на них похоже.
Они позволяют перевести все или почти все вычисления в выделенные дата-центры (как
правило, в головной офис), облегчая (и удешевляя) при этом инфраструктуру отделений.
Все остальные инновации (фронт-офисы, CRM и т.п.) — либо не столь существенные
по производимому эффекту, либо, как, например, Big Data, требуют проверки своей эф-
фективности временем.
2
Мы — как бизнес — должны быть всегда ко всему готовы. Что делать тем, кто не
готов? То же, что делали до этого, — ходить в отделения банков и стоять в очередях.
Скорее всего, со временем отделений станет меньше, а очереди длиннее, но произойдёт это
постепенно и не очень заметно.
3
Полной замены классического банкинга дистанционным не произойдёт. Хотя
бы потому, что дистанционно невозможно передавать наличные (банкоматы не
в счёт — неудобно и мало). Точно так же личный контакт необходим, например, при вы-
даче карты или серьёзного кредита. В своё время, после изобретения Skype, некоторые
эксперты предрекали банкротство половине авиакомпаний из-за полного прекращения
деловых поездок. Но самолёты по-прежнему в небе, а Skype, по-моему, даже не в Топ-50
приложений. Правда, с другой стороны, есть банк ТКС, который пытается опровергнуть
эти азбучные истины, — интересно посмотреть, что у него получится.
Мирное и взаимовыгодное существование обеихформбанкинга, безусловно, возможно
и даже нужно. Именно так оно у нас и происходит.
4
Роль IT в банковском бизнесе (да, наверное, и не только в банковском) со временем
только возрастает. Как следствие, но не более того, возрастает и роль IT-директоров.
Если в банке по какой-то причине не складывается сотрудничество IT и бизнеса, надо что-
то менять и скорее всего—в IT. Унас такого рода проблем нет или почти нет. Что касается
решающего слова — в бизнес-вопросах, безусловно, за бизнесом, в IT-вопросах — за IT.
При всей своей возрастающей роли служба IT не должна забывать, что всё-таки она —
сервисное подразделение и служит исключительно интересам бизнеса.
5
Разве что обратить внимание. Вряд ли имеет смысл заниматься банковским биз-
несом по логике стартапа. Все новые и сверхновые веяния требуют определённой
обкатки временем — перед тем, как банк всерьёз будет заходить на какой-то рынок.
6
На этот вопрос нет и никогда не было однозначного ответа. Наверное, стоит по-
рекомендовать не бросаться в крайности. Вряд ли целесообразно писать соб-
ственную АБСку, но при этом не стоит бояться самостоятельно вносить изменения
в купленную или программировать небольшие системы под локальные задачи. Истина,
как обычно, где-то посередине — в комбинировании этих двух подходов.
7
Смотря о каких продуктах идёт речь. Отечественные IT-компании не пишут ничего
даже отдалённо похожего на базы данных или фреймворки. Все российские инфор-
мационные технологии заключаются в покупке готового конструктора и воссоздании в нём
(на его основе) каких-то программ для решения локальных задач. Вот эти самые локальные
задачи они решают достаточно неплохо, потому как и компании— тоже локальные.
Что касается соотношения «цена–качество», то после девальвации рубля в конце 2014
года оно стало гораздо более приемлемым, можно сказать, даже неплохим.
42
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АВГУСТ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ