расходования денег — не были изна-
чально прописаны. И это уже второй
случай, когда мы наступаем на те же
грабли. Впервые подобная ситуация
возникла в прошлый кризис — когда
Центробанк включил массовый ме-
ханизм беззалогового кредитования.
БДМ:
И деньги тотчас оказались на
валютном рынке. Банки тогда очень
прилично на этом заработали. Как,
впрочем, и в нынешний кризис.
А самое обидное для регулятора,
что его же деньги банки не про-
сто использовали для извлечения
коммерческой выгоды, но ещё
и направили против национальной
валюты — то есть против его же
кровных интересов.
Так ведь и не было такого запрета.
Получилось, что две команды вы-
вели на поле играть в футбол, но
правила не объяснили, а потом ста-
ли ругать игрока, который схватил
мяч — и рванул к воротам против-
ника. Точно так же можно ругать
и санатора. У него две задачи: во-
первых, чтобы санируемый банк не
рухнул, а во-вторых, чтобы в срок
восстановился. Но это — не год и не
два, подчас доходит до 10 лет, и как
в этот период заёмщик будет рас-
поряжаться кредитом — его внут-
реннее дело. Реального контроля нет
и быть не может, потому что правила,
процедуры, сроки и промежуточные
результаты — не прописаны. Да и не
может быть беспристрастного кон-
тролёра, он возможен только в том
случае, если вся процедура прозрач-
на и носит публичный характер.
БДМ:
Вспомнилось знаменитое
«дело Алексеева» — единственный,
наверное, в истории случай, когда
сотрудника Центробанка привлек-
ли к уголовной ответственности за
профессиональную деятельность.
Он тогда подписал «платёжку» на
выдачу кредита «СБС-Агро», а план
его внутренней санации, как позже
выяснилось, оказался недостаточно
чётко прописан. Гарантирует ли от
таких вывихов новая модель, по
которой санацией будет заниматься
Центробанк, и насколько она ока-
жется эффективной?
Трудно судить, поскольку модели как
таковой ещё нет. Должны быть при-
няты поправки в законодательство,
позволяющие Банку России создать
специальный фонд, который сможет
входить в капитал санируемых бан-
ков. Их оперативным управлением бу-
дет заниматься специально учреждён-
ная управляющая компания. После
того как она выведет банки в режим
нормальной деятельности, их будут
выставлять на продажу. Из этой схе-
мы следует, что скорее всего удастся
минимизировать нецелевое исполь-
зование средств. А насколько опти-
мальными станут решения, связанные
непосредственно с санацией конкрет-
ного банка и спецификой его бизнеса,
боюсь, узнать не удастся — о прозрач-
ности и публичности процесса речь
пока не идёт.
частным собственникам, в нынешних
условиях близки к нулю. Реальных
покупателей на рынке немного,
а ВТБ с десятками банков явно не
справится, да и суть проблемы от
этого не исчезает. Но, может, выру-
чат иностранные инвесторы?
Без отмены экономических санкций
против финансового сектора Рос-
сии это вряд ли возможно. Но даже
если это и произойдёт, вряд ли для
иностранцев будут привлекатель-
ны относительно небольшие банки,
разве только для перепродажи, но
опять же, рынок сегодня не тот. А
крупные… В Канаде до сих пор опа-
саются поглощений крупнейших на-
циональных банков со стороны эко-
номически более сильных соседей,
и поэтому там действуют серьёзные
ограничения.
БДМ:
Я понимаю, что вспоминать
дефолт 1998-го не очень коррект-
но — нет у нас ни Примакова,
ни Маслюкова, ни Геращенко.
Но региональные банки существуют,
и пока в неурезанном виде. А ведь
когда рухнули системообразующие
банки, именно «регионалы» вынесли
на своих плечах задачу восстанов-
ления банковской системы и задали
импульс развития всей экономике.
Ситуация сегодня, безусловно, иная,
но и держать региональные банки
за чистый пассив, способный лишь
исполнять спущенную свыше роль,
тоже некорректно. Как вы оцени-
ваете этот потенциал и его возмож-
ности?
Потенциал вполне достаточный, что-
бы справиться с задачей. Но чтобы
его ещё и реализовать, нужен спрос.
И тогда он был: государство делало
ставку на «опорные» региональные
банки, пусть и от безысходности.
Сегодня же, как мне кажется, у регу-
лятора нет ощущения, что атрофия
частного регионального банковского
бизнеса — это системный риск.
БДМ:
И как с этим риском бороться?
Всеми имеющимися средствами.
А чтобы их задействовать, нужно
в первую очередь дополнить запре-
тительный инструментарий ещё и со-
зидательным. Если совсем просто, то
государство в лице Минфина, Цен-
тробанка и других структур должно
предложить игрокам новые рынки.
БДМ:
Извините, а эти структуры
знают, где рынки лежат, на каком
складе? Я, например, не понимаю,
как это — предложить новые рынки?
Ну почему же, давно ли аграрный сек-
тор был мёртвым для банков? А сейчас
все только и говорят о его успехах, на
зерновых биржах даже американцев
оттеснили, у которых сами же зерно
и покупали. И причина не в анти-
санкциях, хотя защита национально-
го рынка—очень важный инструмент
и использовать его нужно не только
как ответную меру. Но в основе —
7%-ная ставка по кредиту, которую
СЕНТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
31
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Павел САМИЕВ (продолжение)
Олег СОЛНЦЕВ (продолжение)