Стр. 41 - BDM_2016-09

Упрощенная HTML-версия

входящих в какие-либо списки, кроме чёрных. Им нельзя
было получать поддержку ЦБ из-за отсутствия рейтингов
международных агентств, нельзя обслуживать счета бюд-
жетных организаций, они не могут участвовать в тендерах
на размещение депозитов ФСС, средств капитального ре-
монта и т.д.
Сейчас законом определяется круг операций, которые
ставят банки с капиталом до 1 миллиарда рублей в ряд
МФО. Законодательная сегрегация.
Угрозы и эффекты для разных категорий банков? А ка-
кие могут быть угрозы, если из всех групп в проекте закона
речь идёт только о региональных и ниже? Что получится
в остатке?
Расчистка банковского сектора продолжится зачист-
кой «чужих» из Москвы и Московской области. Банки
из «провинции» вынуждены будут закрыть свои офисы,
работавшие с клиентами своего субъекта, ведущими биз-
нес и в Москве. Для кого-то секрет, что компании «дают
работу в регионе», а «формируют финансовый результат»
и «решают вопросы» в Москве? Это не только «бизнес ак-
ционеров и топ-менеджеров». Экономика такова, что мно-
гим региональным предприятиям требуется московский
офис. А к нему и кредитная организация. Московский
офис полезен банкам из-за Урала для «продления своего
операционного дня», в том числе и для работы на бирже.
Теперь эти преимущества будут ликвидированы.
«Регионалы» не смогут проводить операции с нерези-
дентами. Переводы уйдут в соцсети, мобильные приложе-
ния или в более крупные банки. Но будут уже дороже.
Если банк не способен проводить полноценное обслу-
живание с минимальными тарифами, клиенты выберут
другой банк, способный проводить валютные операции,
обслужить в Москве или другом регионе. Что останется
от бизнеса регионального банка? Только высокорисковый
сегмент. Следом — попытки выйти из банковского биз-
неса с минимумом потерь. Есть ожидания «консолида-
ции банковского сектора». Только в банковском бизнесе
«консолидация» понимается всё чаще не как объединение
кредиты друг другу на регулярной основе (в чём, собственно, суть МБК), работают
с ограниченным кругом партнёров, — как правило, по принципу «равный с равным».
А значит, и тревожиться по поводу возникновения асимметричной конкуренции или
возведения дополнительных барьеров, препятствующих развитию банков, не стоит. Он
по факту разбит на сегменты или кластеры.
5
Институты развития, наверное, должны больше заботиться о малом
и среднем бизнесе. То есть о потенциальных клиентах небольших банков.
Государственные формы поддержки целесообразнее направить на создание не-
больших предприятий реального сектора экономики, а банки, опираясь на них,
обслуживая их, выстроят свой бизнес самостоятельно. Для устойчивого функцио-
нирования банка надёжная клиентура намного важнее, чем какие-либо инъекции.
Клиент — надолго, и к тому же имеет тенденцию к развитию, а впрыскивание — ра-
зовое, его благотворное действие быстро и, как правило, бесследно заканчивается.
Форм поддержки малого бизнеса в западной практике накопилось немало: помощь
стартапам, венчурные фонды, фонды гарантирования кредитов и т.д. Вспомним,
что устойчивость банка определяется не величиной капитала, а надёжной клиенту-
рой и системами управления. А надзор призван наблюдать за тем, чтобы эти усло-
вия соблюдались, своевременно указывать на недостатки и принимать меры к их
устранению.
8
К зарубежной практике, безусловно, присматриваться необходимо. Между
прочим, вся обсуждаемая тема о специализированных малых региональных
банках не что иное, как американский опыт построения банковской системы, где
существуют банковские гиганты и банки, действующие в границах штатов. Кое-что
полезное может подсказать и германское банковское дело с его кооперативными бан-
ками. Но именно подсказать. Каждая экономика, причём на каждом конкретном этапе
развития, имеет свою специфику. Поэтому хотелось бы видеть не копирование и по-
пытки насадить то, что не готово пустить корни на нашей почве, а адаптированные
варианты устройства системы или отдельных учреждений. Но для этого надо изучать
не столько зарубежный опыт, сколько уметь за нагромождением цифр и фактов раз-
глядеть конкретные запросы собственной экономики.
СЕНТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
41
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ