сотрудники подключаются к этому
процессу не как реципиенты, а как ис-
точники знаний и навыков: готовят
и проводят занятия по определённым
направлениям деятельности агент-
ства, принимают зачёты у ассистен-
тов. Для них, кроме всего прочего, это
возможность систематизировать
данные, обобщить и структуриро-
вать собственный опыт»,
— пояс-
няет
Сергей ПАРХОМЕНКО
, управ-
ляющий партнёр PR-агентства «Идеи
& Решения».
Популярна и комбинированная
модель, когда создание образова-
тельной программы поручается сто-
роннему исполнителю, а внедрение
ведётся полностью своими силами.
Это выгодно и быстро, когда требу-
ется оперативно обучить большое
число сотрудников. Полный ком-
плект материалов курса, включаю-
щий разработанную программу, ме-
тодические рекомендации, скрипты
и прочее, заказывается внешним
провайдерам, затем передаётся вну-
тренним тренерам в ротацию.
ТРЕНД 2: снижение среднего
чека за уникальные решения
Эксперты отмечают, что рынок об-
разовательных услуг стал и слож-
нее, и интереснее. Модели с привле-
чёнными внешними провайдерами
делаются более разнообразными,
включают в себя этапы от разработ-
ки до внедрения и оценки результа-
тов. Доходность специализирован-
ных тренинговых центров падает,
в нынешней непростой экономиче-
ской обстановке переговоры ведут-
ся в большей мере с учётом бюдже-
та заказчика и его возможностей,
нежели прайс-листа исполнителя.
К программам предъявляются серь-
ёзные требования по кастомиза-
ции — адаптации под конкретное
предприятие, включения сквозных
реальных кейсов, привязки к рабо-
те конкретной группы сотрудников.
«Коробочные» продукты практиче-
ски сошли с дистанции в гонке за
потребителем.
«При падающей в об-
щем по рынку марже мы наблюдаем
одновременный всплеск запросов
и по числу, и по разнообразию форм
и видов обучения,
— комментирует
Яна БАБАНИНА
, исполнительный
директор, руководитель программ
по развитию персонала GET Global
Russia. —
Повысилась потребитель-
ская грамотность: никого уже не уди-
вишь модерацией, фасилитацией или
групповым коучингом»
. Последний
стал нормой жизни эйчаров и руко-
водителей, его внедряют на систем-
ном уровне, а не от случая к случаю.
Во многих компаниях выросли силь-
ные внутренние коучи.
Требования к уникальности об-
разовательного продукта продикто-
ваны в первую очередь ожидаемой
эффективностью, планируемой от-
дачей на каждый вложенный рубль.
Российский бизнес, благодаря
сформированным системам оцен-
ки персонала, научился переводить
в конкретные цифры результаты
обучения — как показал вышеупо-
мянутый опрос Superjob, это делают
85% организаций. Поэтому стали
востребованы те методы (например,
игровые), которые ещё несколько лет
назад не рассматривались по причи-
не высокой стоимости.
ТРЕНД 3: игровая подача
любого образовательного
материала
Геймификацию, как один из самых
передовых инструментов, сегод-
ня может реализовать всё большее
число разработчиков игровых при-
ложений. Они готовы браться за
проекты любой тематики и для лю-
бой аудитории.
«Рынок предложения
вырос в 6–8 раз по сравнению с 2010
годом. С ростом конкуренции и по-
явлением разнообразных платформ
(уже наполовину готовых, шаблонных
решений) цены проектов могут раз-
личаться на порядок»,
— поясняет
Илья КУРЫЛЁВ
, руководитель сту-
дии Gamification-now.ru. Создание
обучающей игры может стоить от
100 тысяч до 1,5 миллиона рублей.
По словам эксперта, если использо-
вать онлайн-платформу или плагин
для сайта, распространяемый по
модели подписки, то геймификация
обойдётся всего в 15–20 тысяч руб-
лей в месяц. В сегменте индивидуаль-
ных решений цены скорее выросли,
но остаются доступными не только
крупнейшим международным корпо-
рациям, но и среднему российскому
бизнесу.
Заказчики в стремлении вовлечь
«игреков» и «миллениалов» готовы
переводить в игровой формат всё —
вплоть до юридических и банков-
ских тем. Например, Сбербанк для
своего корпоративного университе-
та разработал компьютерные бизнес-
симуляции не только для сотрудни-
ков, но и для партнёров.
Изменились и требования
к оформлению: в тренде — большие
игровые поля, яркая графика и за-
поминающиеся персонажи. Органи-
зации понимают, что капитализация
такого продукта тем выше, чем каче-
ственнее он реализован. В последнее
время всё чаще пользуются спросом
офлайн-варианты геймификации,
а именно серьёзные бизнес-игры, ко-
торые моделируют реальность.
ТРЕНД 4: чужой опыт в свою
пользу
Выход не только из онлайна, но
и физически за пределы своего пред-
приятия — ещё одно популярное на-
правление. Курс обучения строится
по следующей схеме: сначала рас-
сматривается определённый управ-
ленческий инструмент. После этого
слушатели курса отправляются на
экскурсию, чтобы оценить, как он
внедрён в другой компании, знако-
мятся с корпоративной культурой
и организацией бизнес-процессов.
Вернувшись, участники группы за-
крепляют полученные знания на
практике: встречаются для работы
над проектами с реальным после-
дующим внедрением, защищая их
перед топ-менеджментом компании.
Интересные инициативы сотруд-
ников, подкреплённые изучением
чужого опыта, могут окупить вло-
жения в обучающие мероприятия,
СЕНТЯБРЬ 2016
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
83
B2B:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА. КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ