СТАНДАРТНЫЕ СХЕМЫ
ТРЕБУЮТ НАСТРОЙКИ
Дмитрий СМИРНОВ
Руководитель
центра стратегической
координации Росбанка
1
Нам представляется, что модель универсального банка жизнеспособна с точки
зрения большей диверсификации бизнеса, а также возможности перебаланси-
ровки доли на падающем рынке и большего упора на растущие сегменты в периоды
спада экономики или изменений в трендах развития секторов.
2
Трендом текущего кризиса было как раз сокращение кредитования в розничном
сегменте, и вследствие этого депозиты физических лиц часто были средством
финансирования корпоративных кредитов. Недостаток этой схемы в том, что многие
частные банки могут использовать её для фондирования проектов своих акционеров
и тем самым увеличивать концентрацию рисков в банковской системе. Данные дей-
ствия должны более пристально контролироваться Центральным банком, который
отслеживает нормативы кредитования связанных сторон.
3
Так или иначе этот тренд касается всей отрасли, но разные банки по-разному ис-
пользуют эту тенденцию. Некоторые переходят полностью в онлайн, иные делают
онлайн-банк в большей степени в качестве дополнительного продукта для удержания
своей клиентской базы и удешевления обслуживания. В целомже традиционные офисы
в ближайшие годы ещё останутся основным каналом обслуживания клиентов.
4
Действительно, тема малого и среднего бизнеса сейчас вызывает повышенный ин-
терес у игроков на рынке, но какой-то принципиально новой модели ещё не нащу-
пали. Повторение схемы, о которой упоминается в вопросе, возможно только в случае,
если появится игрок, который сможет предложить новый подход в оценке кредито-
способности предприятий МСБ. Простым же принятием на баланс больших рисков не
удастся построить устойчивуюмодель. В период кризиса мы видим, что скоринг оказался
очень опасным инструментом—если смотреть в течение цикла, а работа по стандартной
корпоративной схеме требует очень правильной настройки по эффективности и рискам.
5
Продажам небанковских услуг на рынке в целом способствует довольно высокая
лояльность клиентов к банкам как к надёжным партнёрам. Вкупе с широкой се-
тью банковских офисов это позволяет осваивать новые направления для партнёрства
в самых разных сферах: от юридических услуг до кардшаринга.
Наш банк фокусируется на своём основном бизнесе, в части дополнительных услуг
мы специализируемся на продаже традиционного для нас страхования.
6
Современные информационные системы строятся на возможности быстрой
адаптации под нужды клиента и при правильно выстроенных операционных
процессах не должны мешать выстраиванию индивидуальных условий для клиента.
Но в реальности банки ещё не до конца реализовали этот потенциал — и зачастую
ограничены своими же техническими процессами и регламентами. Пожалуй, исключе-
нием пока являются только операции для крупных корпоративных клиентов, которые
изначально ориентированы на индивидуальный подход и условия обслуживания.
7
Банки в кризис стараются экономить на масштабе и при возможности — по-
купать относительно дёшево активы конкурентов, увеличивая тем самым не-
органически долю на рынке. Для мелких игроков остаётся всё меньше возможностей
заработать, и они должны очень чётко понимать свою нишу и быть ближе к клиенту
за счёт своего размера, гибкости и индивидуального подхода. Эта бизнес-модель под-
ходит в частности для сектора малого и среднего бизнеса, что нередко и реализуется
в небольших региональных банках.
48
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
НОЯБРЬ 2016
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ