с января 2014 по август 2016 года),
выяснится, что обязательства ликви-
дируемых банков составили 1,9 трил-
лиона рублей, в том числе 970 милли-
ардов — вклады граждан. При этом
реальная стоимости активов этих
банков, по оценке управляющих, со-
ставила всего 750 миллиардов рублей,
то есть объём «дыры» можно оценить
в 60% обязательств банков.
Ситуация, конечно, сильно отли-
чается от банка к банку. В 79 банках
вкладчики полностью получат свои
средства, ещё в 36 банках на сто-
процентный возврат средств могут
рассчитывать и юридические лица.
Кстати, обычно лучше всего дела
обстоят в банках, лицензия которых
была отозвана за «отмывание денеж-
ных средств», но в 123 банках юриди-
ческие лица не могут рассчитывать
совсем ни на что.
Из крупных банкротов хуже все-
го обстоят дела у Арксбанка: тут АСВ
сможет получить не более 2% выпла-
ченных вкладчикам средств.
Однако, если посчитать с учётом
ситуации в отдельных банках, полу-
чим средние значения. АСВ сможет
вернуть примерно 60% всех выпла-
ченных средств, даже юридические
лица в среднем могут рассчитывать
на 20%, что не так и плохо, учитывая
предыдущий опыт.
Стоит сразу сказать, что это —
не предел. Обычно оценка активов
конкурсным управляющим крайне
консервативна, предполагает очень
низкую возвратность выданных
кредитов. В реальности АСВ может
добиваться ареста имущества выс-
ших менеджеров и акционеров банка
в России и за рубежом, требовать их
субсидиарной ответственности в су-
дах. Возможно увеличить и собирае-
мость кредитов, найти выведенные
залоги и хорошие активы, опроте-
стовать преимущественное удовлет-
ворение требований части (чаше
аффилированных с банком) креди-
торов.
Статистика показывает, что не-
смотря на резонансные крупные бан-
кротства ожидаемая возвратность
оказывается довольно устойчивой во
всём рассматриваемом периоде.
Если так, то АСВ по уже выпла-
ченному триллиону рублей компен-
саций вкладчикам имеет реальные
шансы собрать минимум 60%, то есть
600 миллиардов рублей. За два года
взносы банков даже без повышения
составят ещё более 200 миллиардов.
Получается, что только эти источни-
ки позволяют АСВ вернуть кредит
Банку России, не перекладывая это
бремя на банки.
Конечно, в будущем ни в коем
случае нельзя допустить повторения
ситуации, это ставит вопрос о необ-
ходимых изменениях в системе стра-
хования вкладов.
Как ни странно, довольно неболь-
шими изменениями можно заметно
улучшить ситуацию.
•
Надо ограничить дальнейший
рост базовой ставки взносов, что-
бы АСВ не превратилось из инсти-
тута защиты вкладчиков в систему
их налогообложения.
•
Надо реформировать систему
взносов в АСВ: банки должны пла-
тить взносы в соответствии с при-
нимаемыми рисками и ожидаемой
возвратностью средств при бан-
кротстве. Например, если вероят-
ность банкротства банка состав-
ляет 2,5% в год (это соответствует
примерно рейтингу категории В+
международных рейтинговых
агентств), а возвратность средств
в АСВ при банкротстве банка
увеличится до 80%, ставка взносов
должна быть для такого банка 0,5%
в год (как раз на нынешнем уров-
не), для более рискованных банков
с вероятностью банкротства око-
ло 6% (нижняя часть рейтинговой
категории В) ставка взносов будет
уже 1,2%. Это, кстати, примерно
соответствует разнице ставок ри-
скованных и надёжных банков,
а банки в трудном финансовом
положении фактически столкну-
тся с запретительными тарифами
АСВ, что резко уменьшит их воз-
можности набрать вклады.
•
На стороне выплат также стоит
ввести систему, которая сдержит
аппетит к риску так называемых
«серийных вкладчиков», перехо-
дящих из одного банка-банкрота
в другой, руководствуясь только
ставкой. Для этого даже не надо
вводить франшизу или отказы-
ваться от выплаты процентов
по вкладам. Достаточно просто
увеличить срок выплаты компен-
саций с двух недель до шести ме-
сяцев. Если выплата происходит
почти мгновенно, «серийному
вкладчику» можно не принимать
срок выплаты во внимание, но,
если срок увеличивается, время
ожидания вдвое снижает ожи-
даемую доходность самых риско-
ванных стратегий. Такой порядок
также уменьшит расходы, которые
АСВ несёт по авансированию вы-
плат вкладчикам до получения
первых средств от ликвидируемо-
го банка.
•
Наконец, главная задача — это
собственно работа АСВ и Банка
России совместно с правоохра-
нительными органами по уве-
личению возвратности средств
в процессе банкротства банков.
ЦБ должен раньше выявлять
проблемы и отзывать лицензии,
АСВ — повысить качество рабо-
ты по взысканию, а правоохра-
нительные органы — оказывать
эффективную помощь в поиске
и взыскании активов, в том числе
за границей.
Россия даёт миру вызывающий
пример
«
морального риска
», когда
и вкладчики, и банкиры
заинтересованы
в
рискованной стратегии
поведения
64
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
ДЕКАБРЬ 2016
АНАЛИЗ:
ПРОБЛЕМЫ