Стр. 34 - BDM_2017-03

Упрощенная HTML-версия

а в дальнейшем рост реальных доходов граждан (по дан-
ным Росстата, в 2016 году они сократились на 5,9%), что
будет стимулировать платёжеспособный спрос населения
во всех сегментах.
2
Достаточно жёсткие регулятивные меры действи-
тельно являются стоп-фактором, не позволяющим
банкам активизировать кредитование малых и средних
предприятий, но далеко не единственным. Причём оцени-
вать консервативный подход Банка России исключительно
со знаком минус было бы неверно — банки и сами заинте-
ресованы в поддержании высокого качества своих кредит-
ных портфелей.
На наш взгляд, более серьёзным препятствием является
отсутствие благоприятного предпринимательского режи-
ма, который способствовал бы появлению «хороших» за-
ёмщиков и о создании которого так много говорится на
разных уровнях.
В отношении малого и среднего бизнеса ряд шагов
в этом направлении в 2016 году был сделан. В частности,
введены двухлетние налоговые каникулы для «самозаня-
тых», принят закон, направленный на усиление ответствен-
ности должностных лиц в правоохранительных органах за
совершение действий, повлёкших необоснованное уголов-
ное преследование предпринимателей и прекращение ими
хозяйственной деятельности, снижен антимонопольный
контроль в отношении небольших компаний и др.
Тем не менее в целом ситуацию это не изменило, и преж-
де всего — в части устранения избыточного администра-
тивного давления и высокой фискальной нагрузки, вынуж-
дающих предпринимателей уводить бизнес в серую зону.
Состояние экономики в целом, безусловно, усугубило
состояние бизнеса: снизился платёжеспособный спрос ко-
нечных потребителей — в ряде сегментов на треть и даже
выше, отмечаются неплатежи со стороны контрагентов,
нехватка оборотных средств. Исключением можно считать
предприятия, которые работают в отраслях, связанных
с импортозамещением, но не только. Среди наших клиен-
тов немало тех, кто в кризис сумел не просто выжить, но
найти новые ниши и продолжать развитие бизнеса.
4
Деятельность банков всегда была тесно взаимосвязана с IT-системами и соот-
ветствующими процессами. В последнее время с учётом смещения реализа-
ции клиентских потребностей в сторону технологичных и мобильных инструментов
(планшеты, ноутбуки, «умные» часы и смартфоны) данная взаимосвязь становится
ещё более тесной. Сегодня клиент хочет нажать на «кнопку» и получить результат
мгновенно, а не в рамках графика работы отделений банка. Тем не менее в каких-то
регионах тенденция диджитализации заметна больше. С учётом неравномерного её
распространения банку необходимо формировать соответствующую стратегию об-
служивания клиентов. В первую очередь данная специфика ложится на банки феде-
рального масштаба, сеть обслуживания которых охватывает как Центральный округ,
так и другие регионы страны.
Для кредитных организаций тренд диджитализации прежде всего предоставляет
дополнительные возможности в плоскости обслуживания клиента, а именно: дистан-
ционное банковское обслуживание в форме интернет- и мобильных приложений, бан-
коматная сеть, контакт-центр, СМС-банкинг. Перед применением той или иной «мод-
ной» технологии банк должен примерить её востребованность среди клиентов — ведь
степень реализации технологии может сильно отличаться от возрастной сегментации,
распределения клиентской базы по регионам. К тому же никто не отменял давно про-
веренную схему «пилот — тираж», которая позволяет не только определить, насколько
технология ложится на клиентскую базу, но и модифицировать её до полноценного
тиражирования с учётом обратной связи от фокус-группы.
Что касается изменения процессов на стороне банка, то тут важно понимать сле-
дующее: недостаточно просто взять и реализовать модный или инновационный сервис,
который будет доступен клиенту в формате нового раздела в мобильном приложении.
Необходимо в первую очередь обеспечить соответствующие гибкие бизнес-процессы
внутри банка, которые позволят оправдать ожидания клиента и предоставить сервис на
соответствующем уровне. То есть диджитализация банков — это не face lifting хорошо
забытого старого, а всё-таки изменения в первую очередь в CORE-составляющей.
ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ
ДОЛЖНА БЫТЬ УМНОЙ
Елена ДЁГТЕВА
Начальник управления
дистанционного
банковского
обслуживания «ВТБ24»
34
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАРТ 2017
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ