Стр. 24 - BDM_2017-04

Упрощенная HTML-версия

Как вы уже отметили, второй круп-
ный блок вопросов, обсуждавшихся
в Бору, был посвящён появлению
национального платёжного ин-
струмента — карты «Мир». В каком
состоянии сейчас находятся банки,
которым уже в этом году предстоит
обеспечить картами десятки мил-
лионов россиян?
Практически весь январь был по-
свящён общению с Банком России
по этому вопросу. Та версия законо-
проекта, которая уже прошла первое
чтение в Госдуме, действительно
устанавливает очень жёсткие сроки
по выдаче этих карт всем клиентам,
получающим бюджетные средства.
Мы представили регулятору свои
обоснованные замечания и объяс-
нили, почему такая скорость пойдёт
во вред самой карте. В частности,
резкий перевод всех пенсионеров на
новые карты стал бы потрясением
для них самих. Наивно предпола-
гать, что все пенсионеры обладают
достаточным уровнем финансовой
грамотности и внимательно прислу-
шиваются ко всему, что им говорят
банки. Поэтому если сроки перехода
на «Мир» сохранятся — а это 1 ян-
варя 2018 года — то в первый же ра-
бочий день нового года мы получим
большое число недовольных пенсио-
неров, которые не смогут снять день-
ги с привычных им карт.
Банк России согласился с нашим
предложением о том, чтобы выдача
карт «Мир» пенсионерам началась
с 1 июля 2017 года (или другого, уста-
новленного законом срока) и проис-
ходила постепенно: карты будут по-
лучать новые пенсионеры и те, у кого
истёк срок действия предыдущих
карт.
Что касается бюджетников, там
немного более строгие сроки: граж-
дане, уже получающие бюджетные
средства на карты, должны будут
в течение года (предположительно до
1 июля 2018-го) перейти на «Мир» —
вне зависимости от того, когда ис-
текает срок действия существующих
карт. Впрочем, этот вопрос, насколь-
ко я знаю, ещё дискутируется.
Кроме того, нам удалось добиться
исключения из закона нормы, обязы-
вающей перечислять на карты «Мир»
все другие выплаты из бюджета (по-
собия, больничные, единоразовые
социальные выплаты, возмещение
НДФЛ и т.д.).
Для бюджетников и пенсионеров не
станут неожиданностью, например,
возросшие комиссии за обслужива-
ние карты «Мир» по сравнению с их
предыдущими картами?
Нет. Поправками в законопроект
предусмотрено, что выдача карт
«Мир» будет бесплатной, а их об-
служивание не должно быть дороже
прежних карт. Я полагаю, Банк Рос-
сии будет это контролировать.
Будем надеяться… Перейдём к гря-
дущему реформированию системы
надзора: появлению некоего «по-
веденческого надзора».
Поведенческий надзор — не вопрос
ближайшего года, скорее, на пер-
спективу трёх лет, поскольку его
контуры ещё только обозначены.
В Бору же говорилось как раз о ре-
формировании существующей си-
стемы надзора: централизация, по-
явление новых подразделений ЦБ
и др. В частности, сотрудникам ре-
гулятора, работающим в регионах,
ограничат их функции лишь сбором
материалов и получением докумен-
тов. Их общение с банками, обсуж-
дение вопросов и принятие решений
перейдёт в Москву.
С одной стороны, такого рода
практика исключит диспропорцию
в регулировании крупнейших бан-
ков и небольших кредитных орга-
низаций, о которой мы постоянно
говорим. Я имею в виду вопросы
формирования резервов и подхо-
да к оценке финансового состояния
заёмщиков. Очень часто возникают
ситуации, когда у крупнейших игро-
ков финансовое состояние заёмщика
оценивается, скажем, как хорошее,
присваивается вторая группа, но
когда небольшой региональный банк
так же оценивает того же самого
клиента, надзор возражает, отно-
ся его к более низкой категории.
На доводы, что другая кредитная
организация оценивает состояние
заёмщика более высоко, звучали от-
веты, что другой банк, видимо, более
тщательно подошёл к оценке, собрав
большее количество документов.
Аналогичная ситуация возникает
и в оценке предметов залога.
Сейчас Банк России обещает,
что данная практика будет исклю-
чена за счёт централизации и появ-
ления единой базы по заёмщикам.
Это справедливо для всякого рода
консультаций, пояснений, разъяс-
нений регулятора, когда трактовки
нормативно-правовых актов на ре-
гиональном и федеральном уровнях
надзора могут отличаться.
Плюсы понятны. А минусы?
Минус, наверное, в том, что, как
и любая централизация, укрупне-
ние не даст возможности оператив-
но решать какие-либо вопросы, ис-
ключит функцию консультирования
небольших региональных банков
региональными же подразделения-
ми Банка России. Для небольших
банков это важно. Надеюсь, курато-
ры в центральном офисе найдут воз-
можность для личных встреч.
Что в связи с этим будет делать
Ассоциация «Россия» или регулятор
обойдётся без подсказок со сторо-
ны банковского сообщества?
Я была рада услышать, что Банк Рос-
сии очень рассчитывает на помощь
банковских ассоциаций. Поведенче-
ский надзор — это такая категория,
которую сложно жёстко зарегулиро-
вать, здесь со стороны самого регу-
лируемого должна присутствовать
добрая воля. Присоединение к стан-
дартам и их соблюдение — больше
вопросы нравственного характера,
которые требуют желания им следо-
вать. Я бы сказала, что это не прави-
ла, а принципы. Ассоциации могут
выступать своего рода медиатором,
помогая соблюдать баланс между
жёсткими правилами и рыночными
24
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
АПРЕЛЬ 2017
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ