Стр. 30 - BDM_2017-05

Упрощенная HTML-версия

так как принадлежность их к той или иной категории, в том
числе к предприятиям МСБ, не играет роли при принятии
решения. Оптимальной ставкой на настоящий момент мы
считаем 15% годовых для кредитов со cроками погашения
до года.
4
В кризисное время небольшим компаниям прихо-
дится изыскивать ресурсы, но обычна и обратная
ситуация: возникают остатки на счетах, которые могут
быть востребованы и потому не размещаются в депозит.
При этом для клиента нецелесообразно оставлять деньги
«неработающими». Для решения таких задач мы ввели но-
вую услугу, суть которой заключается в том, что клиент,
понимая размер и сроки размещения на расчётном счёте
временно невостребованных сумм, заключает соглаше-
ние с банком о начислении на них процентов. В случае же
срочной необходимости использования этих денежных
средств клиент может ими пользоваться без расторжения
соглашения. Если условия соглашения соблюдены по сум-
ме и сроку, банк выплачивает проценты, если нет —клиент
работает с денежными средствами в обычном режиме рас-
чётного счёта.
5
Для крупных банков с огромными массивами клиен-
тов весьма актуальна максимальная скорость и авто-
матизация процедур рассмотрения заявок, оценки финан-
сового состояния заёмщика, выдачи кредитов. Важна в этом
случае и разработка стандартных условий. Небольшие бан-
ки в текущей ситуации настроены на индивидуальный под-
ход — прежде всего потому, что их риски не распределены
на достаточную выборку заёмщиков. Кроме того, выстраи-
вание технологии «фабрики» требует вложений, что нецеле-
сообразно на небольших объёмах задач. Принцип тотже, что
и при пошиве костюмов: производство тысячиштук требует
закупки станков, а 30 костюмов может сшить и портной по
индивидуальной мерке, причём получится элегантней.
1
Действительно, времена, когда крупные банки ориентировались исключитель-
но на кредитование клиентов, а расчётные счета клиентам открывались просто
на «входящем потоке», прошли. Теперь каждый крупный банк, работающий с клиен-
тами малого бизнеса, ищет пути привлечения клиентов на РКО. Совершенствуются
сайты банков, где можно оставить заявку, появляются услуги по быстрому откры-
тию расчётных счетов, внедряются услуги по открытию счетов без посещения банка,
предлагаются небанковские сервисы для клиентов, такие как бухгалтерия, ассистент,
юридические услуги и т.д.
2
В период кризиса мы, как и другие банки, пересмотрели подходы к привле-
чению клиентов. Диверсифицировали каналы привлечения: помимо продаж
через отделения банка, клиентов привлекаем через Интернет. Увеличили количе-
ство предлагаемых продуктов, скорость и удобство их получения клиентами. Всё
это позволило увеличить количество привлекаемых клиентов малого бизнеса в 2–3
раза по сравнению с докризисным периодом. А вот распределение клиентов по сфе-
рам деятельности не претерпело изменений: большинство клиентов — из сферы
торговли.
4
В соответствии с трендами развития рынка в ОТП Банке было внедрено
онлайн-резервирование расчётного счёта, пакеты РКО, небанковские сервисы
для малого бизнеса: бухгалтерия и юридические услуги. Планируется внедрение мо-
бильного банка, который позволит клиентам управлять финансами из любой точки
мира.
5
Если банк ставит перед собой цель развивать работу с малым бизнесом, в лю-
бом случае необходимо внедрять потоковые дешёвые процессы. Но должны
также присутствовать формализованные процедуры применения индивидуального
подхода, чтобы иметь возможность привлекать или удерживать определённых кли-
ентов.
И ПОТОК,
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Максим СВЕТОВЦЕВ
Начальник управления
по развитию малого
и среднего бизнеса
ОТП Банка
30
БАНКИ И ДЕЛОВОЙ МИР
МАЙ 2017
БИЗНЕС ИЗ ПЕРВЫХ РУК:
АНКЕТА БДМ