Finversia-TV
×

Есть ли выход из тупика? A A= A+

11.07.2013

Можно ли вывести российское предпринимательство из тупика? Именно так был поставлен вопрос на пресс-конференции, прошедшей 13 июня в Москве.

Как заметил основной спикер пресс-конференции, глава «ОПОРы России» Александр БРЕЧАЛОВ, вывод о том, что российский бизнес действительно оказался в тупике, разделяют не все. Но эта характеристика ситуации — не фигура речи, а, к сожалению, данность, ставшая очевидной в конце прошлого — начале нынешнего года. Массовая сдача лицензий как реакция на повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в считанные дни сделала Россию беднее на несколько сотен тысяч бизнесменов. Причем эксперты предрекали такой исход заранее, но к ним, как водится, не прислушались. Как и несколько лет назад, когда был отменен единый социальный налог и возросшая фискальная нагрузка заставила большинство предприятий вернуться к «серым» схемам. Еще часть бизнеса предпочитает переходить в другие юрисдикции, например в Казахстан, где страховые взносы составляют всего 11%, — сравните с российскими и почувствуйте разницу…

Впрочем, болезнь эта — застарелая, и истоки ее в парадигме, согласно которой наши власти видят в частном бизнесе исключительно фискальную составляющую, не учитывая социальную сущность бизнеса. Между тем можно привести сотни примеров, когда территории выживают почти исключительно за счет малого бизнеса.

Вот на этом тревожном фоне, как сказал руководитель «ОПОРы России», «мы решили перейти в корректное наступление», для чего разработали программу «Территория бизнеса — территория жизни».

Тему поддержал Андрей НИКИТИН, руководитель Агентства стратегических инициатив, собственно, и задуманного «как площадка для поддержки инициатив бизнеса». Причем все дорожные карты, по его словам, так или иначе ориентированы именно на малый и средний бизнес. Как отметил спикер, «пока нет системного взгляда на малый бизнес как на субъект экономики». Так же как нет и понимания роста малых предприятий до уровня среднего, а возможно, и крупного бизнеса. Ведь, в конце концов, напомнил Андрей НИКИТИН, и Apple начинал с маленькой фирмы…

Председатель правления Промсвязьбанка Артем КОСТАНДЯН говорил о роли банков в развитии малого бизнеса. По его словам, Промсвязьбанк «обслуживает сегодня около 130 тысяч малых предприятий, для которых является естественным и порой единственным консультантом». Однако и он подтвердил, что после последнего кризиса положение малого бизнеса изменилось в худшую сторону, в том числе и потому, что в банках явно снизились аппетиты к риску, а в результате страдают в первую очередь инвестиционные проекты

Спустя 10 дней после пресс-конференции программа «Территория бизнеса — территория жизни» (а точнее — ее фискальный блок) была представлена на одной из секций Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. БДМ рассчитывает более подробно познакомить читателей как с самой программой, так и с этапами ее реализации (если таковая, конечно, состоится).