Гармонизация законодательства о рынке форекс Республики Беларусь и Российской Федерации: открытый вопрос A− A= A+
Руководитель АФД Евгений Машаров — о том, возможна ли гармонизация законодательства Беларуси и России в части регулировании деятельности на внебиржевом рынке форекс.
Внебиржевой рынок форекс известен не только трейдерам в России, но и за ее пределами. За семь с небольших лет с момента появления регулируемого рынка в РФ появились отечественные форекс-дилеры, сформировалась пусть и незначительная, но клиентская база, были подготовлены и внедрены стандарты деятельности компаний.
В 2021 году встал вопрос и о гармонизации законодательства о рынке форекс с Республикой Беларусь.
Так, в соответствии с Декретом Высшего Государственного совета Союзного государства (далее — Совет) от 4 ноября 2021 года № 6 (далее — Декрет) были утверждены Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы (далее — Основные направления), а также Союзные программы, являющиеся неотъемлемой частью Основных направлений.
В своем выступлении на Совете 4 ноября 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Документ охватывает 28 отраслевых союзных программ, нацеленных на проведение скоординированной макроэкономической стратегии, внедрение единых принципов налогообложения, что чрезвычайно важно, осуществление общей политики в кредитно-финансовой и банковской сферах, в промышленности и сельском хозяйстве, на согласованное регулирование объединённых рынков нефти, газа, электроэнергии и транспортных услуг».
Кроме того, Владимир Владимирович отметил: «Реализация упомянутых отраслевых интеграционных программ позволит России и Белоруссии создавать равные, унифицированные условия ведения бизнеса. Экономики двух стран начнут функционировать на основе общих согласованных правил и норм, что откроет новые, действительно широкие перспективы для их поступательного развития и даст большой положительный эффект, который ощутят все без исключения отрасли».
Анализ представленных программ позволяет сделать вывод, что в указанные годы должна произойти серьезная трансформация многих сфер жизни обоих государств и качественная позитивная переоценка ценностей двухсторонних отношений.
В число таких программ входит и «Союзная Программа по гармонизации норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов», состоящая из 27 пунктов, последним из которых является пункт «Гармонизация подходов к регулированию деятельности на внебиржевом рынке Форекc».
Напомню, что работа над правовым регулированием рынка форекс в обеих странах происходила параллельно, обоими регуляторами (Центральный банк Российской Федерации и Национальный банк Республики Беларусь) были проанализированы ведущие на тот момент юрисдикции, в которых рынок форекс был нормативно закреплен еще несколько десятков лет назад.
Вместе с тем в оформившихся в итоге нормативных актах институциональное закрепление деятельности форекса было диаметрально противоположным, начиная от требований к организации и допуску на рынок компаний, торговым условиям, в частности, инструментам и размеру кредитного плеча, типу клиентов, а также их идентификации и многим другим аспектам. Я не буду отдельно останавливаться на причинах таких подходов, данные вопросы неоднократно обсуждались на страницах СМИ и площадках профильных мероприятий с участием регуляторов. Задачей также не является и проведение сравнительно-правового анализа текущего регулирования рынка форекс в России и Белоруссии.
Отмечу, что изданный Декрет устанавливает для обеих юрисдикций задачи по максимальному сближению по всем вопросам, касающимся этого рынка и торгующих на нем клиентов. И этому процессу есть несколько важных реальных факторов и объяснений, которые еще до недавнего времени казались нереалистичными.
Во-первых, действительно, и у нас, и в Республике Беларусь данный рынок имеет нормативное закрепление, что концептуально отличается с точки зрения истории регулирования фондового рынка в Российской Федерации, а также появления официального рынка криптовалют в Республике Беларусь. Выражаясь по бытовому, в вопросе форекса нам не нужно изобретать велосипед.
Да, ключевые подходы в регулировании рынка серьезнейшим образом отличаются, но не следует забывать, что в текущей ситуации и в течение долгих лет Республика Беларусь остается нашим главным стратегическим партнером, в том числе в вопросах внешней политики. Для финансовой системы нашей страны сейчас крайне важно укрепить отношения с дружественными нам странами, и в этом списке Республика Беларусь находится на первом месте. Таким фактором пренебрегать однозначно не следует…
Во-вторых, гармонизация позволит выйти на «Союзный рынок форекс» как российским, так и белорусским компаниям, в числе прочего попутно решая проблемы, с которыми сталкиваются сегодня некоторые российские форекс-дилеры, а именно — вопрос доступа к поставщикам котировок.
В-третьих, благодаря максимальному сближению подходов на данном направлении мы получим комфортный инвестиционный климат, при котором защищенность потребителей финансовых услуг сохранится на самом высоком уровне. В условиях, когда число торгуемых инструментов на российском финансовом рынке сокращается, а срезы общественного мнения, регулярно публикуемые в СМИ, свидетельствуют о явном желании россиян продолжать инвестировать, это приобретает особенную важность. Одновременно с этим появятся новые механизмы расчетов между странами, а также, что критически важно в нынешних условиях, произойдет существенный спад оттока денежных средств физических лиц в «квази-юрисдикции» за счет повышения общей привлекательности «Союзного рынка форекс».
В-четвертых, решается проблема с недобросовестными практиками на этом рынке, создаются новые в данном случае правовые барьеры для недопущения злоупотреблений для клиентов со стороны участников рынка.
И, наконец, международный опыт показывает колоссальный экономический потенциал данного сегмента рынка, который, будем откровенны, не раскрыт ни у нас, ни в Республике Беларусь.
Будем надеяться, что общими усилиями мы сможем выполнить поставленную Президентами наших государств задачу, и данный пункт программы, как и все заявленные 28 программ Декрета, будут выполнены и реализованы в указанные сроки.