Finversia-TV
×

Сдадутся ли ветряные мельницы? A A= A+

11.12.2014

Круглый стол «Закупки: как разрушить недоверие к системе» состоялся 20 ноября в пресс-центре ИТАР-ТАСС в рамках II Международной конференции «Контрактная система Москвы: власть и бизнес против коррупции».

Кто-то, помнится, назвал борьбу с коррупцией донкихотской войной с ветряными мельницами — столь же романтично, сколь и безнадёжно… Но масштабы бедствия (охватившего, впрочем, не только Россию) таковы, что не до романтики. Совершенно ясно, что, если не обуздать (о полной победе пока речи нет) коррупцию, о каком-либо развитии можно забыть. А как обуздать? Стрелять коррупционеров? Конфисковать имущество, нажитое непосильными поборами с граждан и бизнеса? Писать этические кодексы и ввести в обыкновение ежевечернюю проверку чиновников на полиграфе?

Власти Москвы избрали менее экзотичный путь, здраво рассудив, что разумнее загодя выбить почву из-под коррупции, нежели потом заводить уголовные дела по её следам. Не замахиваясь на некий глобальный проект, решили разобраться с системой госзакупок, которая во всём мире слывёт наиболее коррумпированной сферой. Достаточно привести цифру из исследования TransparencyInternational: ежегодный урон от взяток и коррупции в этой области достигает $400 миллиардов. О гигантских откатах наслышаны все, то и дело ловят за руку и отдают под суд очередного коррупционера, но, видно, слишком сладок кусок государственного пирога, чтобы от него отказаться… Тогда, может быть, отвести этот пирог подальше от жадных ртов?

Вступивший в силу с начала 2014 года федеральный закон о контрактной системе в сфере госзакупок стал первым принципиальным шагом в этом направлении. Москве и ещё пяти регионам страны досталась почётная и многотрудная роль пилотных по части внедрения новой системы, так что пока она работает, можно сказать, в тестовом режиме. Поскольку уже с 2015 года к ФКС присоединятся и все остальные, Москва снова на виду, с неё опять — особый спрос.

Несколько слов о том, чем же отличается новая система. Прежде всего — открытостью: никаких закрытых тендеров, только аукционы, всё прозрачно, всё контролируется. Уже в декабре все официальные аукционы откроют свои представительства на «Бирже торгов», которая расположилась в 14-м павильоне ВВЦ. Любопытно, кстати, что выступавший на круглом столе Евгений ДАНЧИКОВ, начальник Главного контрольного управления Москвы, подчеркнул: «Наша основная цель — не борьба с коррупцией как таковая, а борьба за эффективность». А что такое эффективность использования государственных денег? А это когда все они идут в дело, и ничего по дороге никуда не «прилипает». Разумеется, самыми «опасными» остаются заказы крупные, но их, во-первых, меньше, а во-вторых, и проконтролировать их при новой системе проще, потому что контроль этот начинается ещё до этапа направления заявок.

К слову сказать, в ходе обсуждения системы контроля, предварительных согласований и прочего у меня возник вопрос, который я и не преминула задать: а не слишком ли много контролёров и не закладывается такой многоуровневой системой основа для очередного витка коррупции? Нет, ответил Евгений ДАНЧИКОВ, в том-то и суть, чтобы чётко разграничивать контроль, не создавая дополнительного давления на бизнес. То есть, как я поняла, опасность эту видят и стараются её нейтрализовать.

Особо заинтересовала меня апелляция сразу нескольких докладчиков к проблеме стандартов. Ведь если каждый конкретный случай, каждую заявку рассматривать и разбирать по косточкам, получится неразбериха и затягивание процедуры до бесконечности (тоже, кстати, отличная почва для коррупционных ходов). Утешил руководитель московского Управления антимонопольной службы Рачик ПЕТРОСЯН, считающий, что «не должно быть разной практики — а для этого контроль надо стандартизировать, упростить, формализовать». Уже в кулуарах мы с несколькими участниками круглого стола вернулись к теме стандартизации, которая нынче «болит» у всех, кто сколько-нибудь серьёзно занимается реальной экономикой. Похоже, пришла пора поднять её и на страницах БДМ, тем более что проблема стандартов важна не только для промышленности, но и для банков.

Вернёмся, однако, к контрактной системе. Если бы речь шла только о соблюдении формальной процедуры в процессе госзакупок, можно было бы только улыбнуться: видели мы и закрытые тендеры, и открытые — всегда есть лазейка. Но — вот ещё термин, так сказать, из прежних времён — планирование, которым либеральные экономисты любят попрекать советскую систему. Тем не менее и в рыночной экономике планируют. В том числе и расходы на ближайший год, два или три. Так вот 44-й закон обязывает заказчика (читай: государственную структуру) прежде всего составить план закупок (как правило, на три года), затем добавить к нему графики закупок на каждый год и, наконец, обосновать необходимость каждой закупки. Вы как хотите, а мне это нравится, потому что, думаю, трудно будет обосновать претензии на супердорогую мебель для кабинета начальника или на «бентли» для служебного гаража. Причём есть ещё одна любопытная деталь: планировать надо тщательно, ибо «докупить» то, что не предусмотрено, будет уже невозможно (то есть тот же дорогой автомобиль никак не протащишь).

Поскольку круглый стол по сути лишь открыл тему, которую обсудят на конференции 10 декабря, мы вернёмся к ней (видимо, более подробно) уже в будущем году. А пока о впечатлении… Как мне показалось, Москва настроена против коррупции очень круто, так что, если дело пойдёт, её ветряным мельницам придётся сдаваться. К общей пользе.

Людмила КОВАЛЕНКО