«Подушка безопасности» — увеличение госрасходов A− A= A+
Дмитрий САВЧЕНКО
Главный аналитик Нордеа Банка
Главный ущерб от санкций — дальнейшее ухудшение инвестиционного климата в стране. Судя по структуре динамики ВВП, основным тормозом для роста экономики является сокращение капитальных инвестиций. Причина в первую очередь в том, что основные игроки роста инвестиций у нас — это «голубые фишки». А они сейчас крайне негативно относятся к инвестированию средств, поскольку, во-первых, видят перспективы дальнейшего ухудшения обстановки и не вполне готовы оценить все геополитические риски и, во-вторых, опасаются дальнейшего ослабления рубля — курсовая волатильность негативно влияет на оценку новых инвестиционных проектов. Так что сильная геополитическая неопределённость больнее бьёт именно по инвестиционной активности. Это основной тормоз, который мы в полной мере увидели в действии.
В этих условиях основной «подушкой безопасности» является увеличение госрасходов. Возможно, мы увидим, что государство к концу года, понимая высокие риски стагнации, а то и рецессии экономики, увеличит доступ к бюджетным средствам для многих компаний. Известно, что к концу года начнутся инвестиции в проект Газпрома. Мы услышали, что государство готово докапитализировать Газпром на крупную сумму, в измерении относительно ВВП это выше 1–2%. Деньги могут пойти и через какой-то другой инструмент. Центробанк может в рамках монетарной политики не только выдавать деньги под залог активов — рыночных и нерыночных, но и расширить список за счёт инфраструктурных проектов, которые могут ускорить рост экономики. Иными словами, государство может поддержать инвестиционную активность и монетарно, и фискально. Речь не о снижении налогов, а о расширении доступа бюджетных средств к рынку. Механизм пока не вполне ясен: скорее всего, это будут псевдогосударственные инвестиции через госкомпании.
Оппонентом такого подхода традиционно выступает Минфин, его позиция известна — ограничить госрасходы. Но скорее всего, если будут маячить реальные шансы входа страны в рецессию, а это не исключено, принимая во внимание геополитические риски и сопровождающий их отток капитала, министру финансов придётся «подвинуться» и частично изменить политику. В частности, отменить бюджетное правило. Я не исключаю, что к концу года будет реальный прорыв в этой сфере. Либо, если Минфин продолжит оставаться при своём мнении, будут задействованы пути обхода через ЦБ и через инвестирование средств золотовалютных резервов. По поводу последнего Минфин тоже возражает. Но можно задействовать относительно безопасные механизмы инвестирования, допустим, под гарантию инфраструктурных проектов: не просто «в песок», а с ожидаемой процентной отдачей. На это Минфин может согласиться уже до конца года.