Алексей Львов: Интернет – это мегамозг, в котором кипит жизнь A− A= A+
Алексей ЛЬВОВ окончил Самарский государственный технический университет по специальности «инженер по защите информации». Работает в сфере телекоммуникаций, занимается разработкой, внедрением и поддержанием IT-проектов. Является основателем сайта «Лаборатория Фантастики» (ФантЛаб), который уникален в Рунете тем, что на нём представлены максимально полные и достоверные библиографии писателей, рейтинги книг и авторов, личностно-ориентированные рекомендации, жанровая классификация произведений, рецензии и новости.
БДМ: Как вы пришли к идее создать ФантЛаб?
На первой моей работе мы с коллегами обменивались фильмами на «болванках». Это вдруг потребовало создания общего реестра «у-кого-что-есть». Я взялся делать – и слегка увлёкся. Тогда появилась база фильмов с рейтингами, рекомендациями, чатом. Рекомендации – потому что я тогда в институте занимался математическим анализом, статистикой и пр. Но изначально архитектура была скорее именно «набросана», а не продумана, и однажды мне проект наскучил – все новые идеи требовали кардинальной переделки. К тому же появился «Кинопоиск».
Но в один из дней лета 2004 года я зашёл в книжный магазинчик, вытянул в отделе фантастики (а её с детства любил) томик Роберта Ирвина Говарда «Конан», там же зачитался им, оплатил на кассе – и дома продолжил. В итоге уже через два часа отложил книжку, включил компьютер и приступил к подготовке реализации возникшей идеификс. Тогда мне виделось, что, помимо глобального архитектурного плана, нужно таблицу посетителей создать в СУБД уже сейчас и добавить себя самого как user_id=1 путём простой sql-вставки. Ну, так засыпа́лось в ту ночь приятнее. Программисты поймут. Всегда же хочется что-то пощупать сразу. Хочется засыпать с результатом, а не только с планом.А дальше понеслось…
БДМ: Почему портал был назван именно лабораторией, а не заповедником, скажем?
Название «Лаборатория Фантастики» родилось не спонтанно, тому предшествовал длительный и мучительный мозговой штурм. Лаборатория того, лаборатория сего – тогда ещё не было такой моды. Потому это название тогда нам пришлось по вкусу. К тому же оно соответствовало особенностям сайта. На нём много математического и лингвистического анализа. «Заповедники» отпали сами собой из-за опасений клеймить серьёзный проект дурашливым именем.
БДМ: Что, как вам кажется, является важнейшим на ФантЛабе: информация о книгах или обмен эмоциями между пользователями?
Главное на ФантЛабе ни то и не другое. Наверное, системная целостность и разнообразие, которое позволяет каждому находить что-то своё. Кому-то нужна информация, кто-то хочет пообщаться, кому-то нужно обменяться книжками, а чей-то пытливый ум ищет анализа и изучения статистики. Много всего, и я просто не могу что-то отметить как главное.
БДМ: В чём вы видите основную задачу этого портала и трансформировалась ли она по ходу его развития?
Основная задача – удовлетворять потребностям любителей фантастики, создавать для них дружественные интерфейсы и атмосферы. Развивать ресурс в таком направлении, чтобы как можно большему числу любителей фантастики у нас было комфортно, чтобы им проще было ориентироваться в море написанного, чтобы им хотелось читать больше – да не всё подряд, а то, что наверняка понравится. Ещё мы хотим, наконец, отучить наших посетителей выбирать книгу по обложке.
Изменилась ли задача за последние 12 лет? Особо нет, просто раньше я видел тему более узко, мне хотелось сделать что-то крутое, а это «что-то» я видел лишь в общих чертах.
БДМ: Как вы видите бумажное книгоиздание в будущем?
Так или иначе доля рынка будет неизбежно смещаться в электронку. Но полностью бумага себя не изживёт. Она лишь поменяет свой вид. Что будет с поездами, если вдруг изобретут телепортатор? Конечно, многие компании разорятся. Но кто-то найдёт в себе силы удержаться на плоту и переориентировать свои услуги, сделать их элитными, развлекательными и увлекательными. Перевозка будет давать не только услугу собственно перемещения, но и – главным образом – услугу удовольствия. Поезда станут центрами развлечения на колёсах, а поездки в дальний город – незабываемыми моментами жизни, даря массу приятных воспоминаний. Такие услуги будут очень дорогими, но они будут. Аналогичным образом, на мой взгляд, произойдёт и трансформация книг. Через десятки лет в магазине можно будет купить только элитные, роскошно оформленные, дорогие книги. Каждое такое издание станет отличным вариантом для подарка, с которым его обладатель получит непередаваемое чувство от листания страниц, разглядывания иллюстраций и чувство, когда тактильные ощущения с кончиков пальцев, что держат великолепную книгу в руках, из любого скептика и сухаря смогут сделать перфекциониста и коллекционера.
БДМ: Интернет-проект, связанный с литературой, – каким он должен быть, чтобы стать успешным? И что такое, на ваш взгляд, эта самая успешность?
Я не мастер создавать порталы, и мой опыт ограничивается только «Лабораторией Фантастики», так что назвать меня человеком опытным, конечно, можно – но с допущением, что опыт был один. Я знаю, каким был и есть ФантЛаб, и догадываюсь, почему он занял свою нишу. Во-первых, потому, что эта ниша в то время была относительно свободна, а во-вторых, потому, что я не боялся начинать сложный проект. Хотелось сделать что-то без упрощений. Начал с проектировки базы данных из сотни взаимосвязанных таблиц (сейчас всё ещё запутаннее). Именно это и определило, каким боком ФантЛаб войдёт в народную дверь. Оказалось, что это будет в первую очередь библиографическая база данных. Как выяснилось, вокруг полно фанатов, жаждущих участвовать в её наполнении, и именно их работа оказалась нужной всем остальным. Ну и наслоились поверх сервисы рейтинга, социальные функции (блоги, форумы и пр.) – они из сухого справочника сделали живой красочный мир со своими законами, героями и историями.
Но это именно нишевая успешность. А вы, наверное, под успешностью подразумевали всеобщее признание, максимальную популярность? Знаете, есть такие сайты, которые заточены на большинство, на лёгкость и на незамысловатый комфорт. Там, как правило, в ходу понятие «книга», и никто не заморачивается над тем, что есть произведение, есть издание, а между ними – отношение «многие ко многим», и у этого отношения – множество атрибутов. На этих сайтах у книги есть картинка (любая, какую админ прикрепил), есть аннотация, отзывы, ещё что-то. И это понятно большинству новичков, которые впервые заходят на сайт. Средняя глубина просмотра на таких порталах выше, воронка входа эффективнее, там, наверное, больше людей остаются, потому что там им проще понять структуру и привыкнуть к ней.
Поэтому если вы подразумеваете под успешностью всеобщее признание, то мой ответ такой: делайте проще, красивее, без заморочек, но сконцентрируйтесь на основном – на том, что нужно читателям. Но если вы подразумеваете качественно иной уровень, без попсовой простоты и ширпотреба, то главное – не бояться изначально закладывать в архитектуру максимальную сложность. При этом стараться преподнести её в как можно более доступном интерфейсе. Однажды вы решите на моменте проектировки что-то упростить (с надеждой доделать как-нибудь потом)– и увидите, как это временное по обыкновению станет постоянным.
БДМ: Существует мнение, что интернет-проект – это детище не только тех, кто его запустил, но и пользователей. А что вы думаете об этом?
Немного поёрничаю на тему детища. Существует мнение, что детище – это продукт размножения, самокопирования сложного репликатора. Назвать папой толпу всех причастных, конечно, можно, но тогда и бабочка из «И грянул гром» Брэдбери тоже поучаствовала, знаете ли. Ладно, я понял вас. Без сотен других админов и библиографистов сайта его вообще бы не существовало. Сейчас главная ценность ФантЛаба – сотни гигабайт информации, которая скрупулёзно наполнена людьми вручную, долгими годами, день ото дня. Да и посетители наши помогли так, что сложно вообразить, что было бы без них. Так что – да, это наш общий проект, наше детище. И он для всех.
БДМ: Возможно ли удержать проект, обретший массовость, на достаточно высоком уровне?
Инициировать зарождение административного аппарата, его самоорганизацию, дать ему жить и развиваться в сложную, но эффективную иерархическую структуру, вмешиваясь лишь по важным вопросам. При этом в сторонке стоять в рваной робе субподрядчика и беспрекословно выполнять IT-заказы аппарата. Переодеваться в лидера только тогда, когда с очередным заказом вы не согласны в корне, – чтобы всех построить, переубедить, успокоить, а затем снова переодеться в робу и послушно, мило улыбаясь, работать на благо всех. По крайней мере, у меня так что-то получилось.
БДМ: Каких именно интернет-проектов сегодня не хватает? В чём причина?
Всех хватает вдоволь. Но никогда не будут лишними научно-просветительские порталы – для образования, для самообразования. Простые, но глубокие курсы, клубы по интересам, организующие вебинары, семинары и пр. Мне грустно наблюдать, как весь мир, и Россия в частности, погружается в пучину беспросветного мракобесия. Конечно же, серьёзные научные проекты есть, но они часто теряются на фоне лженаучного шарлатанства. Грустно, когда гуглишь серьёзную тему, а тебе вываливаются в поисковике ссылки на астрологию и пр. Или когда ищешь способы излечения болезни, а тебе советуют сахарные шарики или то, что даже назвать-то неловко.
В общем, мне кажется, что народ не испытывает нехватки в интернет-проектах и информации. Наша проблема сейчас в обратном: лжи стало очень много. Такой, на которую ведутся необразованные, или доверчивые, или даже просто отчаявшиеся. Дезинформация распространяется очень быстро. Потому что она изначально создавалась с расчётом на слабость, податливость человеческого мозга. И я бы сконцентрировался именно на этой проблеме, а не на бесконтрольном размножении портал-проектов. Интернет заболочен настолько, что уже не его одного, а всю систему школьного образования следует взять под пристальный контроль РАН и властей.
БДМ: Что такое Интернет в вашем понимании: всего лишь новое средство коммуникации или принципиально новое явление, меняющее людей и мир? Кто из писателей-фантастов прошлого ближе всего подошёл к описанию этого феномена?
Для меня Интернет – не просто средство коммуникации. Это для меня и живое существо, и мультиразум, и общая библиотека знаний, и «бульон» для зарождения новых инфо-жизней. Я не раз наблюдал, как в процессах Интернета, похожих на сверхбыстрое общение нейронов мозга, зарождались, эволюционировали и умирали, словно биологические живые существа, фрагменты информации. Это мегамозг, в котором кипит жизнь. И не фигурально, а самым настоящим образом.
По поводу того, кто из фантастов… Наверное, Роберт Хайнлайн и Артур Кларк.
БДМ: Кто ваши любимые фантасты и почему?
Мои любимые писатели – Майкл Ши, Дэн Симмонс, Джордж Мартин. Просто потому, что несказанно увлекли, удивили так, что я будто вывалился из этого мира и, потеряв телесную оболочку, летел по сюжету до последней страницы.
БДМ: Изменилось ли отношение общества к фантастическому жанру, в частности – за время, прошедшее с момента создания портала?
Не знаю. Я такой опрос не проводил. Я не могу сравнивать единицы голосов на форуме 12 лет назад и сотни тысяч голосов сейчас. Но вы натолкнули на идею. Подумаю, как можно грамотно исследовать тему.
БДМ: Кто-то стремится поменять мир вокруг себя, кто-то – себя, чтобы изменить окружающий мир. Вы к какой категории относитесь?
Знаете, я уже три месяца стремлюсь поменять лампочку в подъезде на этаже. Ещёстремлюсь поменять себя, чтобы наконец-то поменять себя. А мыслить о том, что один человек может поменять весь мир, нужно всем – но только вслух и как можно чаще. И лишь для того, чтобы один идиот из толпы однажды услышал вас, поверил и каким-то чудом сделал это. Всё! А вы – идите свои дела доделайте. Лампочку вкрутите, ещё что-то…
Беседовал Алекс ГРОМОВ