Finversia-TV
×

Эльман Мехтиев: «В НАПКА вступают и для того, чтобы побеждать в тендерах» A A= A+

Эльман Мехтиев, президент НАПКА и председатель Совета СРО «МиР», в интервью порталу Finversia.ru рассказал, как НАПКА становится медийным игроком и экспертом в вопросах потребительской задолженности, а также о том, что членство в НАПКА позволяет компаниям выигрывать тендеры.

- Эльман, несколько дней назад НАПКА выпустило исследование по среднему доходу ипотечного заёмщика. Это, таким образом, вы приняли участие в споре между Максимом Орешкиным и Эльвирой Набиуллиной?

- Сегодня где-то в прессе или в социальных сетях появилась, наконец, версия, что они правы оба – и Минэк, и Банк России. Теперь про то, что делает НАПКА. Мы делаем совсем другое, мы не принимаем, конечно же, участие в споре. НАПКА пытается спозиционировать себя как эксперта в определённых вопросах, которые, как, казалось бы, не имеют отношение к коллекторскому бизнесу. Но эта точка зрения глубоко ошибочна. Потому что именно из того, какой доход у заёмщика, сколько тратит он на погашение долга и так далее, складывается потом то, что становится бизнесом коллекторов. И вот это новое для нас направление я бы назвал промежуточным итогом работы НАПКА в этом году. Что же касается вашего вопроса про спор между Минэком и ЦБ, то есть две модели развития экономики. Первая – через стимулирование экономического роста через инвестиции, вторая – через спрос. И я не понимаю, почему эти модели должны быть взаимоисключающими. Вынужден сказать, что в тот момент, когда в экономике не все хорошо, чаще всего прибегают только к стимулированию спроса. Это не означает, что стимулирование спроса способно решить все проблемы экономики. Но это, по крайней мере, позволит некоторым частям экономики существовать и двигаться. Я бы сказал, что обе стороны проводят свою политику, хотя и заинтересованы в одном конечном результате. К сожалению, мы видим, что не выработана согласованная «дорожная карта».

Все материалы Finversia-TV

- Благодатная тема. Я бы говорил и говорил об этом споре. Тем не менее, хочу вернуться к НАПКА. Любопытно, что теперь у НАПКА другой статус, что организация пытается выстраивать свою работу стратегически – на пятилетку вперёд, тем более, по взятым сегодня, условно, кредитам, заёмщики перестанут платить не сразу. Некоторые из заёмщиков, конечно же. Какие-то еще исследования вы собираетесь делать?

- Некоторые идеи уже реализованы – как в случае с ипотечными заёмщиками, некоторые находятся на стадии согласования пресс-релиза.

- Ух, здорово!

- А к некоторым идеям мы только подходим. Так что ещё будут интересные новости, не пропустите. Но если говорить стратегически, то не хотелось бы заниматься макроэкономикой – это не наше, а хотелось бы заниматься исследованиями поведения потребителей. Как, например, потребители объясняют, почему они не платят? Делать исследования из той информации, которую могут давать сами члены НАПКА. Из той информации, что циркулирует внутри сообщества, но редко становится достоянием общественности.

- Возвращаясь к предыдущему интервью с вами. Вы говорили, что очень бы хотели, чтобы СРО разных сегментов финансового рынка начали бы вырабатывать единую позицию по тем или иным вопросам, в том числе для диалога с регулятором. Помните, вы говорили, что такую задачу ставите? Прошло совсем немного времени, но, тем не менее, можно ли говорить о каких-либо результатах?

- Банк России поддержал инициативу СРО «МиР» по проекту стандартов по взысканию просроченной задолженности. Это стало приятной для нас неожиданностью. Приятно отметить, что в этом стандарте много взято из тех лучших практик, которые обобщены в Кодексе этики НАПКА. Напомню, что первым шагом стало подписанное в октябре прошлого года соглашение между СРО «НАПКА» и СРО «МиР» по поводу информационного обмена по жалобам. Далее возник вопрос о стандарте по взысканию – СРО «МиР» разработала стандарт, потом выступили с основными положениями этого проекта на заседании Экспертного Совета Банка России. И получили неожиданно поддержку от регулятора. На следующее утро ЦБ выпустил релиз, в котором заявил, что поддерживает инициативу рынка и упомянул СРО «МиР». Не помню, чтобы за последние 5 лет ЦБ выпускал такие релизы. Мы, профессиональное сообщество, сделали это сами, без понукания, что называется сверху.

- И попали в точку.

- Не то, чтобы в точку, а даже, может быть, чуть на полшага опередили ситуацию. Сообщество вышло с внутренним стандартом и это – существенный временной выигрыш по сравнению с написанием базового стандарта, который должен быть согласован с Банком России. Шаг за шагом, будем надеяться, такая практика распространится и на другие сегменты финансового рынка. Ведь жалобы – это болевая точка. Мы считаем, что поведенческий надзор нужно так и выстраивать – чтобы не размахивать дубинкой, а подталкивать рынок к саморазвитию.

- Да уж, исчерпывающие итоги этого сезона, даже не знаю, что ещё можно спросить… Но, всё-таки, есть ещё что-то? Подводили итоги?

- Официально нет, конечно. Из того, что видно: НАПКА существенно повысило представленность в публичном пространстве. Мы видим, что некоторые наши инициативы начинают не только критиковать, как обычно это было раньше, но и прислушиваться: «А ведь, они дело говорят, эти коллекторы!». По такому примерно принципу. Как и этот проект стандарта по взысканию просроченной задолженности СРО «МиР». Очень надеемся, что и другие СРО на финансовом рынке разработают свои аналогичные стандарты. Ведь если нет, то регулятору ничего не останется, как ввести свой, обязательный для всех стандарт. Но ведь совсем не факт, что такой стандарт устроит весь рынок.

- Больше стало работы у коллекторов?

- Я бы не сказал, что работы стало меньше. Но и не сказал бы, что объёмы существенно растут. Но растёт престиж самой НАПКА. Расскажу одну историю. Мы, когда в НАПКА принимаем нового участника, всегда проводим собеседование. Это помимо всех остальных необходимых документов. И я всегда задаю один и тот же вопрос: «А зачем вам сдалась НАПКА?». Потому что взнос немаленький, требования серьёзные, отчётность, Кодекс этики, опять же. И вот два человека независимо друг от друга на собеседовании вдруг говорят, что членство в НАПКА им нужно, чтобы побеждать в тендерах. Я поблагодарил их за лесть, но буквально через несколько дней узнал, что в одном тендере победила компания-член НАПКА, притом в конкурсе участвовали и другие сильные команды. Но единственным отличием победителя было именно участие в НАПКА. Я поинтересовался, были ли какие-либо требования по участию в НАПКА записаны в условиях конкурса. Нет, оказалось, не было таких требований в тендерной документации. И это хорошо! Но при прочих равных решение тендерного комитета было именно в пользу члена НАПКА. Это пока ещё рано записывать в достижения НАПКА, но, согласитесь, что это позитивный сигнал. Это значит, что у НАПКА на рынке есть признание.

- Сколько агентств прибавилось в НАПКА за последние полгода?

- Если не ошибаюсь, три компании к нам пришли. Это вроде как мало, но с учетом, что всего у нас 40 компаний, то три - это немало.

- И 95% рынка?

- 90 с лишним процентов, да.

  • Федор Чайка
  • Finversia.ru
Источник:

Finversia-TV

Горячая цифра

Новости «100 в 1»

Все новости »