Finversia-TV
×

Кирилл Лукашук: «Рейтинги нужны не только компаниям, которые выпускают облигации» A A= A+

23.07.2019

Кирилл Лукашук, генеральный директор агентства НКР (Национальные Кредитные Рейтинги) в интервью порталу Finversia.ru рассказал о том, зачем России ещё одно рейтинговое агентство, почему важно создать именно коммерческий проект в отрасли, кого будет рейтинговать НКР и как будет завоёвывать доверие клиентов.

– Кирилл, количество банков в России катастрофически сокращается, на Московской бирже нет новых размещений, а даже делистинги идут. И в этой ситуации в стране появляется новое рейтинговое агентство... Найдётся ли кого рейтинговать?

– Сразу скажу, что мы во многом ориентируемся на нефинансовый сектор. Что касается всей экономики, то количество компаний, которые имеют рейтинги, не превышает 130-140. Для России это практически ничего. В этой связи не то, что нет места, а места так много… в нашей стране тысячи компаний. Поэтому мы очень оптимистично смотрим в собственное будущее. А, кроме того, с начала года на Мосбирже малый и средний бизнес разместил долга на 5 млрд рублей.

– Я тоже читал про это, да. Но размещения были в рамках господдержки, государство субсидировало часть стоимости по размещению. Найдутся ли у них деньги на оплату рейтингов?

– Это зависит от ценовой политики рейтинговых агентств и здесь мы переходим к такому важному моменту, как конкуренция. Когда на рынке появляется третий игрок, как минимум, настоящая конкуренция уже возникает. К чему она приводит? В первую очередь, к улучшению коммерческих условий для клиентов. Это выражается как в стоимости услуг, так и в гибкости работы, в качестве коммуникаций.

Все материалы Finversia-TV

– А НКР хочет стать именно третьим игроком? Насколько я знаю, сейчас в ЦБ находятся документы для внесения НКР в реестр. Не поменялась ситуация?

– Да, мы ждём. Нам представляется, что мы на финишной прямой.

– И впоследствии намерены получать аккредитацию – так же как «Эксперт РА» и АКРА?

– Да, рейтинговое законодательство построено таким образом, что первый этап – включение в реестр. После включения в реестр мы можем начать присваивать рейтинги. На втором этапе регулятор вносит рейтинги агентства в различные регуляторные акты. На второй этап уйдёт 1-1,5 года. Это неизбежный процесс, когда ЦБ и министерства будут прописывать использование наших рейтингов. Что для этого нужно от нас? Качественная методологическая база, над созданием которой как раз наша команда сейчас и работает. Это скрупулёзная детальная техническая работа по сбору данных о широком круге компаний. Скажу, что это беспрецедентная по масштабам работа, до нас такой работы никто не делал.

– В недавнем интервью агентству «Прайм» вы сказали, что собираетесь выйти на самоокупаемость за 2-3 года: «Но это не самоцель – важнее быть частью инфраструктуры». Это и значит стать третьим игроком? Что имелось ввиду?

– Да, хороший вопрос, тут нужно пояснить. Первое – это, конечно же, регулятивное признание. Второе – признание инвесторами. Когда не просто в различных нормативных актах прописаны рейтинги, а когда банки в своих требованиях об аккредитациях, например, страховых компаний или пенсионные фонды в своих кредитных политиках прописывают ваше агентство. Как адекватную оценку кредитного риска. Это я считаю венцом работы любого кредитного агентства. Мы стремимся к этому. Но процесс этот не быстрый, но не потому, что мы работаем медленно, а потому, что работа агентства консервативна, нужна история дефолтов. Многие почему-то считают, что дефолт – это плохо для агентства. Я считаю, что это хорошо, это лучшая статистика.

– Кирилл, я вот слышал точку зрения, что спрос на рейтинги иссякает. А появляется спрос на некую кредитную аналитику. Основным продуктом НКР будут рейтинги или вот эти новые продукты?

– Естественно, кредитные рейтинги. Однако мы не закрываем для себя никакие возможности, которые могут быть разрешены в рамках комплаенса и регулирования. Наш собственник РБК и у нас есть ряд стратегических мыслей по поводу совместного сотрудничества в информационной сфере.

– Да, я читал все ваши выступления. Вы постоянно подчёркиваете, что финансовая модель НКР тщательно проработанная и продуманная. Что у меня даже возникла мысль, что другие агентства таким похвастаться не могут.

– За других говорить не буду. Я говорю про финансовую модель постоянно для того, чтобы у наших клиентов, контрагентов, инвесторов не сложилось мнения, что это конъюнктурная история. Нет. Это результат большой работы, обсуждения с большим количеством контрагентов. Я подчёркиваю, что наш бизнес – частный. И для нас перегибы в одну или другую сторону ни к чему хорошему не приведут. Поэтому мы на протяжении полугода отрабатывали финансовую модель.

– Перегибы? О чём идёт речь?

– Перегибы – это когда на рынок запускаются невостребованные продукты. Происходят большие инвестиции, а отдачи от них никакой нет. Или, наоборот, пережимаются инвестиционные возможности и качество продукта от этого страдает. Под работой над финансовой моделью я подразумеваю поиск баланса и мне кажется мы его нащупали.

– Про доверие со стороны инвесторов. Но ведь это же правда, что драйвером отрасли выступают регуляторные требования Банка России. Если правде смотреть в глаза? Это вообще нормально? Так должно быть?

– Я больше скажу: странно было бы, если бы это было по-другому. Потому что агентствам нужно много лет, чтобы заслужить доверие. Я подчёркиваю, что мы смотрим в будущее лет на 5-6, а может и на 10. Это тот срок, когда инвестор станет нам доверять. Логично, что контрагенты присматриваются, изучают методики, видят, как мы реагируем на те или иные события на рынке. Мы готовы, это нормально.

– Вот хочу привести цитату Алексея Саватюгина, экс-замминистра финансов. Он говорит, что в Банке России считают, что новые агентства не нужны, спроса на них нет. Я правда так и не смог найти первоисточник. Но судя потому, что у вас в Совете Георгий Лунтовский, наверное, это не совсем правда.

– Да, но замечу, что Георгий Иванович Лунтовский представляет в Совете Ассоциацию банков России. Мы ориентируемся на потребности инвесторов и контрагентов. Это обратная связь, которая у нас есть. И обратная связь говорит о том, что участники рынка как раз заждались конкуренции. С точки зрения работы с регулятором, мы прикладываем все усилия, чтобы наша работа полностью соответствовала законодательству, комплаенсу и я полагаю, что выполнение всех этих условий как раз-таки и ведёт к расширению списка аккредитованных агентств.

– Продолжая тему комплаенса. Есть прогнозы, что будет с ценами, когда НКР выйдет на рынок? Ведь, с одной стороны, появление нового игрока означает, что цены будут снижаться. С другой стороны, регуляторные требования растут.

– Корректно говорить о том, что коммерческая политика агентств будет более гибкой в части учёта интересов отдельных групп клиентов. Например, небольших банков, компаний, которые выпускают облигации в секторе роста Московской биржи. Можно говорить о том, что формат коммерческого взаимодействия может меняться. Рейтинговая отрасль, как мне кажется, всё больше будет поворачиваться с коммерческой точки зрения лицом к клиентам.

– А о каком нефинансовом секторе идёт речь?

– Обо всех отраслях без исключения. Наша команда сформирована таким образом, чтобы покрыть основные сектора: нефть, газ, банки, металлы, сельское хозяйство, промышленность, инфраструктурные компании, жилищные, все. Ошибочно полагать, что рейтинги нужны только компаниям, которые выпускают облигации. На самом деле для банков, особенно для небольших, оценка третьих лиц кредитного риска всё более и более востребована. Например, это дополнительный аргумент внутри для принятия кредитных решений, при общении с ЦБ. Не могу исключить, что в среднесрочной перспективе регулирование Банка России может меняться в сторону большего использования кредитных рейтингов. Мы это понимаем. Это, конечно же, не наша стратегическая ставка, но тем не менее. А, кроме того, опыт США и Европы показывает, что именно в нефинансовом сегменте сосредоточен серьёзный спрос.

– А вы ориентируетесь на сотни эмитентов?

– Да, на горизонте пяти лет. В зависимости от экономической ситуации мы ставим себе целью завоевать 30-40% рынка. Да, ориентируемся на сотни клиентов разного размера.

– А 60-70% кому?

– Нашим коллегам.

– Слышал мнение, что рейтинговые агентства могут занять пустующую нишу – нишу Росстата. В связи с последними пертурбациями доверие к данным Росстата сильно упало.

– Я бы не стал подменять задачи, которые должны решать Росстат и рейтинговые агентства. Рейтинговый бизнес достаточно компактный и не сосредоточен на работу с первичными данными. Какие-то отдельные проекты, связанные с анкетированием, а затем и аналитикой того, что получилось, агентства могут делать. Но по узким отраслям. Например, можно привести в пример микрофинансирование как одну из таких отраслей, лизинговый бизнес. Но теми масштабами, которые нужны для качественной статистической работы в такой большой стране как наша, никакое агентство не справится. И не составит конкуренцию Росстату. Это экономически нецелесообразно.

– Хорошо. И последний вопрос. Чтобы заявить о себе на рынке нужно сделать что-то такое, что было бы сравнимо с той бомбой, когда в июле 2017 года АКРА выпустила свой знаменитый релиз по банку «Открытие». Что-то подобное готовите?

– Конечно же нет! Я начал наш разговор с того, что доверие к рейтинговым агентствам завоёвывается годами. Поэтому мы будем планомерно идти к этому доверию. Думаю, что признание будет нами обретено. Сиюминутность в рейтинговом бизнесе скорее негативна.

– Да, вот ещё вспомнил, что хотел спросить. Всё, что мне удалось найти на сайте НКР – исследование по страховому рынку, датированное мартом. А когда будут новости? Новая аналитика?

– Спасибо за вопрос, потому что у меня есть возможность анонсировать выход нашей обновлённой версии сайта. Это скоро случится, вопрос нескольких дней, всех приглашаю на нашу страничку. Мы презентуем наш фирменный стиль, наш проект в Facebook. Сейчас наша аналитическая деятельность не такая широкая, как бы того хотелось стороннему наблюдателю, но есть причины: 95% времени наша команда тратит на разработку методологии. Это для нас сейчас основное. Но уже есть шорт-лист тем, которые до конца этого года будут отработаны как аналитические исследования. Список интересный и мне самому не терпится почитать работы наших аналитиков. Идей много, данных много, ждите анонсов.

– Каждую неделю? Каждый месяц?

– Я надеюсь, несколько материалов в месяц.

Кирилл Лукашук, генеральный директор рейтингового агентства НКР

Окончил факультет экономики и управления МФЮА по специальности «Финансы и кредит».

До прихода в рейтинговую отрасль занимался стратегией и кредитным анализом в крупных российских банках. Карьеру начинал в блоке банковского надзора Банка России.

В рейтинговом бизнесе с 2013 года, работал в московском офисе S&P Global Ratings и Центре рейтингового консультирования (ЦРК) Газпромбанка. В S&P отвечал за рейтинговое покрытие банков России и Казахстана. В ЦРК курировал направление консультационных услуг для финансовых институтов в России и ЕАЭС.

С момента создания и до сентября 2018 года работал в АКРА, где возглавлял группу рейтингов финансовых институтов.

  • Федор Чайка
  • Finversia.ru
Источник:

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »