Надежда Каныгина: «Именно банки на местах могли бы спасти экономику регионов» A− A= A+
Надежда Каныгина, эксперт Института комплексных стратегических исследований, в интервью порталу Finversia.ru рассказала о катастрофическом положении региональных банков в стране, для чего они вообще нужны и почему именно с региональных банков должно начаться оздоровление всей экономики.
– Надежда, как вы оцениваете ситуацию с региональными банками в настоящее время? Насколько ситуация критическая? Как она развивалась в последние годы?
– На данный момент продолжает наблюдаться существенное сокращение количества кредитных организаций (КО), что не способствует смягчению проблемы доступности кредитования в регионах. По состоянию на 1 января 2020 года число кредитных организаций в стране сократилось более чем в 2 раза по сравнению с 2014 годом – до 442, а в феврале 2020 года сократилось еще до 396 кредитных организаций. Новых лицензий при этом практически не выдают. Очевидно, что порог вхождения в банковский бизнес для новых участников чрезвычайно высок. Без сомнения, лучше качество, а не количество, однако сокращение числа банков сейчас явно не способствует улучшению финансовых показателей регионов – доля просрочки высока, доступность кредитов, особенно для представителей малого и среднего бизнеса, низка. В конечном счёте, за этим стоят и потери в потенциальном приросте ВРП, налоговых поступлений, занятости населения, наконец.
Соответственно, растет и концентрация кредитования в разрезе размера банков. Так, по состоянию на 1 января 2020 года, 30-ю крупнейшими банками России были выданы 91,6% (!) всех кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Показатель прибавил 3,1 процентных пунктов к уровню прошлого года, а с 1 января 2014 года значение показателя выросло в целом на 19,8 п.п.
Согласно данным Банка России, в прошлом году объёмы кредитования юридических лиц – резидентов и индивидуальных предпринимателей в целом по России выросли на 27,3% в годовом выражении – до 57,3 трлн рублей. Однако положительная динамика была достигнута во многом за счёт нескольких регионов, в которых концентрируется большая часть объёмов кредитования. В 65 из 85 субъектов темпы роста объёмов кредитования были ниже среднего уровня по стране, в том числе в 33 – и вовсе отрицательные. При этом наблюдалась сильная вариация показателя по регионам: от падения на 86,8% в Ненецком АО или 66,1% в республике Ингушетия до роста почти в 6 раза в республике Калмыкия и в 6,5 раза в Еврейской АО.
Стоит отметить, что региональная концентрация кредитов при этом остается на крайне высоком уровне – на 3 региона приходится 68,4% всех выданных кредитов. Более того, концентрация нарастает – еще в 2018 году на топ-3 региона-бенефициара приходилось 62,0% всех кредитов, выданных представителям бизнеса, в 2014 году - 59,1%. В частности, в 2019 году на Москву приходилось 54,3% кредитов, на Санкт-Петербург – 6,4%, на Московскую область – 7,7%. Фактически, в каждом из этих регионов было получено больше кредитов, чем в отдельных федеральных округах. Например, на весь Северо-Кавказский ФО пришлось 0,5% кредитов, на Дальневосточный ФО – 2,4%, на Сибирский и Уральский ФО - по 4,4%, на Южный ФО – 4,8%.
А вот задолженность по кредитам бизнесу к 1 января 2020 года в России выросла в гораздо меньшей степени, чем объёмы кредитования – лишь на 2,6% в годовом выражении, и составляет 33,1 трлн рублей, из которых 2,4 трлн рублей приходится на просроченную задолженность (рост которой составил 12,4% в годовом выражении). Стоит отметить, что по состоянию на 1 января 2020 года в целом доля просроченной задолженности в кредитном портфеле составляла 7,1% (+0,6 п.п. за год), однако в 39 регионах уровень просроченной задолженности был выше среднего по стране (для сравнения: в начале 2014 года, то есть, до начала «чистки» банков, доля просрочки составляла всего 4,3%.
Наихудшая ситуация наблюдается в Ненецком АО (93,6%), республиках Дагестан (81,5%), Ингушетия (64,8%), Кабардино-Балкария (60,2%) и Карачаево-Черкессия (47,7%). Ещё в 10 регионах уровень просроченной задолженности составляет 20-40%.
– В каких регионах ситуация хуже всего?
– В зависимости от того, какой показатель рассматривать. С точки зрения наличия кредитных организаций, можно констатировать, что сокращение числа КО наблюдается во всех федеральных округах, причём самое «незначительное» (на 34,8%) – в Дальневосточном ФО. Самое же существенное сокращение (более чем в 4 раза – на 76,7%) наблюдалось в Северо-Кавказском ФО. При этом, по данным Банка России, по состоянию на 1 января 2020 года в 17 регионах вовсе не было своих кредитных организаций, только филиалы – это Брянская, Воронежская, Орловская, Смоленская, Липецкая, Архангельская, Магаданская области, республики Калмыкия, Ингушетия, Чечня, Бурятия, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Чукотский АО, Хабаровский край, Забайкальский край, Еврейская АО.
С точки зрения доли просрочки, например, по кредитам, выданным бизнесу, особый выделяющийся случай - это Северо-Кавказский ФО, где уровень просрочки вырос до 23,7% на начало этого года по сравнению с вполне приемлемым уровнем в 5,2% в начале 2014 года. Сейчас участники рынка констатируют, что в регионе очень высоки риски невозвратов, низкая финансовая грамотность, поведение заёмщиков достаточно специфическое, есть проблемы и с изъятием залогов. Впрочем, вероятно это также связано с самым значительным сокращением числа местных банков, имевших репутацию и отличавшихся глубоким пониманием особенностей региона. Повторимся, в Северо-Кавказском ФО за 6 лет число банков сократилось более чем в 4 раза (больше чем в каком-либо федеральном округе РФ), в частности, в республике Дагестан была 21 КО в начале 2014 года - осталось 2, в Ингушетии было 2 КО - сейчас ни одной. За 6 лет ни одного банка так и не появилось в республике Чечня. Может поэтому субъекты Северо-Кавказского ФО уже традиционно являются лидерами по доле просрочки, хотя еще в 2014 г. это было далеко не так. Весьма вероятно, что раньше как и принято в традиционном региональном банке, выше была информированность клиентов и банкиров друг о друге, многое держалось на их взаимном доверии, было понимание взаимных обязательств и ответственности, сейчас же неизвестному безличному филиалу из Москвы, местные ничего не должны, да и тот лишь видит риски, а не потенциал. А ведь региональный банк мог бы более гибко интегрировать и программы исламского банкинга, к примеру.
“Раньше как и принято в традиционном региональном банке, выше была информированность клиентов и банкиров друг о друге, многое держалось на их взаимном доверии, было понимание взаимных обязательств и ответственности, сейчас же неизвестному безличному филиалу из Москвы, местные ничего не должны, да и тот лишь видит риски, а не потенциал», – Надежда Каныгина, ИКСИ.
– Скажите, а зачем вообще нужны региональные банки? Какую функцию в экономике они выполняют?
– Локальные кредитные организации (КО) играют чрезвычайно важную роль в развитии региона и, в конечном счете, страны; по сути это финансовые посредники, аккумулирующие и распределяющие капитал по разным отраслям экономики региона. Региональные банки имеют много преимуществ по сравнению с крупными банками, в российской действительности, как правило, представляющими из себя филиал какого-нибудь московского банка, - они гораздо лучше осведомлены о местных бизнесах и его нуждах, их рентабельность зависит от долгосрочного сотрудничества с местными предпринимателями, поэтому они скорее готовы осуществлять долгосрочное инвестиционное кредитование, чрезвычайно важное для развития регионов. Региональные банки гораздо лучше владеют информацией о деятельности организаций и предпринимателей на территории региона, одновременно и клиенту проще получить информацию о банке. Работа местного банка имеет свою специфику, она основана на взаимном доверии с клиентом, здесь важна репутация. Возможно локальные банки располагают меньшими возможностями в плане использования дорогостоящих ИТ-систем, но они способны предложить клиенту почти индивидуальное обслуживание.
По сути региональные банки выполняют и социальную функцию, помогая развитию местного бизнеса (причем наиболее эффективны в сегменте кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства), они смягчают неравенство в экономическом развитии регионов, обеспечивают занятость населения и рост их доходов.
– Как вы считаете, достаточно ли делает Банк России для развития региональных банков? Что можно было бы сделать дополнительно?
– Банк России должен наконец обратить внимание на состояние региональных банков. Установление разных требований о размере капитала, регулятивной нагрузки и разрешенных операций исключительно в зависимости от типа банковской лицензии (универсальной или базовой) является слишком общим, для местных банков необходимо предусмотреть больше послаблений. Банк России должен пересмотреть концепцию - возможно, для локальных банков не обязательно устанавливать одинаково жесткие требования как и для крупных системно значимых банков.
– Из-за отсутствия «местных» банков предпринимателям приходится ездить в крупные региональные центры или в столицу. Насколько это повышает транзакционные издержки для бизнеса? Насколько это критично?
– Действительно, по факту местонахождение кредитных организаций и их филиалов по отношению к дислокации бизнесов остается не самым оптимальным и эффективным. Согласно данным Банка России, во всех регионах, кроме Москвы и республики Крым, большинство кредитов предоставляется ЮЛ-резидентам и ИП кредитными организациями других регионов, причем как правило даже не имеющих местных филиалов. То есть фактически для того, чтобы получить кредит, предприниматель должен съездить в другой субъект РФ. При этом даже в Центральном ФО, где в целом 63,2% кредитов бизнесу выдается местными кредитными организациями, столь высокое значение показателя достигается исключительно за счет Москвы. В целом из 18 субъектов, входящих в состав Центрального ФО, в 16 субъектах более трети предоставленных кредитов выдается кредитными организациями других регионов, не имеющими местных филиалов. Схожая ситуация наблюдается во всех федеральных округах.
“Фактически для того, чтобы получить кредит, предприниматель должен съездить в другой субъект РФ», – Надежда Каныгина, ИКСИ
Для сегмента малого и среднего бизнеса подобные издержки могут быть вполне ощутимы. Цифровизация в регионах еще только развивается, а быстро и эффективно решить вопросы на местах по факту невозможно. Не говоря уж о том, что выбора по программам кредитования у субъектов малого и среднего предпринимательства практически нет, ведь конкуренция со стороны местных банков отсутствует.
– Как на развитие региональных банков может повлиять начавшийся кризис в реальной экономике из-за распространения коронавируса и падения цен на нефть?
– Банк России пока остается привержен своей прежней политике, вряд ли здесь можно будет наблюдать изменение тенденции прошлых лет, скорее даже процесс монополизации ускорится. Хотя, признанным фактом является то, что региональные банки гораздо более гибки и менее уязвимы в случае изменения внешнеэкономической мировой конъюнктуры - санкции, изменения курсов валют, цен на нефть и прочее наносит им меньший урон, чем крупным банкам. Региональные банки более оперативно принимают решения, в то время как крупные банки зачастую просто вынуждены лишь подчиняться общим требованиям головного офиса, не учитывающим специфики субъекта РФ. Таким образом, устойчивое развитие региона может быть обеспечено во многом эффективной работой системы региональных банков. В нынешней ситуации именно банки на местах могли бы спасти экономику регионов и выступить локомотивом роста.
– Каковы ваши прогнозы по региональным банкам в ближайшие год-два?
– Без принципиального изменения подхода регулятора вряд ли можно ожидать изменений к лучшему, особенно на фоне развертывания кризисных явлений. А это означает и сокращение потенциала экономического роста регионов.