Михаил Леднев: «Мы не отстаем от других стран в части регулирования финансового рынка» A− A= A+
О регулировании финансового рынка России и о том, насколько сложно работать в его условиях, порталу Finversia.ru рассказал Михаил Леднев, к.э.н, генеральный директор «Финанс ПРО».
- Михаил, в течение всего прошлого года Банк России подвергался критике (в первую очередь, со стороны Минэкономразвития). Уже в этом году Счетная палата опубликовала свой доклад, в котором также критикует регулятора. На ваш взгляд, действительно ли ЦБ должен обеспечить экономический рост в стране? К чему может привести эта дискуссия, изменится ли, в итоге, функционал ЦБ?
- Если я правильно помню, то за экономический рост у нас формально отвечает правительство и Минэкономразвития. Задачи Банка России – это развитие финансового рынка. Ведь экономический рост, на мой взгляд, относится больше к сфере производства. Конечно, ЦБ, в целом, ответственен за происходящее в экономике, поскольку, благодаря денежно-кредитной политике регулятора и работе банков, экономика либо развивается, получая кредиты, либо оказывается без доступа к деньгам и, соответственно, стагнирует.
С этой точки зрения могу сказать, что ЦБ в последнее время оперативно реагирует на появляющиеся инновации, стремится перевести их в правовое поле. Созданы регулятивные «песочницы», которые позволяют лучше понять эти явления и разработать для их регулирования необходимую нормативную базу. Например, можно вспомнить о краудфандинге или краудинвестинге, законодательная база для которого разрабатывалась как раз с помощью ЦБ. При этом сейчас существует не так много стран, которые бы имели соответствующее законодательство. Точно также происходит и в сфере криптовалют.
- Но и закон о криптоактивах, и закон о краудфандинге подвергаются критике…
- Это уже другой вопрос. Главное, что эти законные акты появляются. То есть мы не отстаем в части тенденций регулирования финансового рынка от других стран. Может быть, не находимся «на передовой», но занимаем нормальные позиции: появляющиеся инструменты достаточно быстро подвергаются регулированию.
Другое дело: насколько жёстко все эти новые сферы необходимо регулировать. Возможно, что в новых продуктах следует переходить от роли регулятора к роли наблюдателя, который не устанавливает жёстких ограничений. Ведь с точки зрения банковских, финансовых сервисов мы достаточно передовая страна: достаточно вспомнить о мобильных- и онлайн-банках и платежных технологиях. Здесь многие европейские страны, по сравнению с нами, явно отстают в качестве онлайн-сервисов, значительно уступая российским аналогам.
- А что касается регулирования непосредственно вашей сферы деятельности: факторингового рынка? Как обстоят дела с ним?
- Факторинговый рынок пока, скажем так, саморегулируется. Хотя мы понимаем, что рано или поздно, но регулирование со стороны ЦБ возникнет. Есть опасения относительно того, насколько адекватным оно будет, поскольку факторинг – это довольно специфический рынок. У нас есть пример лизингового рынка, который еще не до конца пришел под регулирование ЦБ, но к нему (регулированию) уже есть масса вопросов, не все согласны с предлагаемыми нормами. Факторинг, в свою очередь, также непростой продукт.
Возникает вопрос, найдутся ли в недрах регулятора люди, разбирающиеся в нём, те, кто сможет адекватно проводить надзорные и регулирующие мероприятия. Чтобы регулировать рынок факторинга, ЦБ необходимо набрать команду специалистов с соответствующим опытом, чтобы с их помощью разрабатывать необходимые регламенты, нормативную базу.
Отмечу, что мировая практика свидетельствует о том, что во многих странах факторинг вне банков никак особо не регулируется. Однако сейчас появляется всё больше продуктов на стыке факторинга и других финансовых продуктов.
- Например?
- Например, мы внедряем такой продукт, как финансирование торговых точек под эквайринговую выручку. Юридически это может быть оформлено и в виде факторинга, и не как факторинг. Что это за продукт, куда его относить – пока нет единой точки зрения. Или финансирование цепочек поставок или товаров в пути: нет четкого определения в законодательстве, к чему можно отнести подобное финансирование.
Да и в самом факторинге многие его разновидности никак не определены в законодательстве. Но я не думаю, что все продукты стоит досконально описывать в Гражданском кодексе или каком-то отдельном законе. Понятно, что рынок развивается, трансформируется, появляются новые финансовые инструменты. Здесь нужен гибкий подход, потому что, если всё это поставить в рамки жёсткого регулирования, то у финансовых компаний просто пропадет стимул разрабатывать что-то новое. Потому что прежде придется это согласовывать с регулятором.
- Как в этих условиях себя чувствует факторинговый рынок? Как он закончил прошлый год, каковы прогнозы на год текущий?
- Если отталкиваться от общедоступной статистики, например, от данных Ассоциации факторинговых компаний (АФК), которая охватывает 80-90% рынка, то рынок продолжает уверенно расти. Темпы прироста за последние пять лет составляют около 30% в год, что очень неплохо, в сравнении с другими сегментами финансового рынка.
Думаю, что 2020 год не станет исключением, хотя темпы роста могут и замедлится, поскольку мы пока не можем оценить последствия воздействия коронавируса. Важным будет то, как он скажется на китайском импорте. Плюс – мы наблюдаем некоторое замедление потребительского спроса, покупательской способности. Однако у факторинга есть неплохой потенциал роста, много отраслей еще им не охвачены.
Что касается нашей компании, то мы пытаемся находить новые сегменты и ниши, в которых пока не так высока конкуренция. Одно из направлений – это разработка новых продуктов, часть из которых я уже упоминал. Например, финансирование торговых точек под выручку или финансирование цепочек поставок на разных звеньях. Один из перспективных продуктов – это динамическое дисконтирование, которое подразумевает запуск целой системы взаимоотношений поставщика и покупателя, когда ценообразование между ними динамически меняется. Если говорить упрощенно: чем раньше заплатил, тем дешевле тебе это обошлось. Как это уже привычно наблюдать при ранней оплате гостиниц, жилья или билетов (авиа- и железнодорожных). Постепенно это внедряется и при расчетах между покупателями и поставщиками.
Но чтобы заплатить раньше, без отсрочки платежа, пусть и дешевле, надо где-то получить деньги. Тогда мы и встраиваем в эту цепочку финансовую компанию, которая может либо предоставить деньги, либо дополнительную отсрочку платежа. Эту систему сегодня внедряют крупные компании, например, «Магнит» или РЖД. Но это не означает, что ей могут пользоваться только гиганты.
Другой вектор развития: это новые рынки. Любой сектор, в котором есть отсрочка платежей, может применять в работе факторинг. Поэтому мы не ограничиваемся только торговлей, среди наших клиентов есть и предприятия из сферы услуг (реклама, перевозки и так далее). Мы пытаемся открывать для себя новые ниши.