Валерий Кравцун: «Тренд на развитие туристической инфраструктуры будет увеличиваться» A− A= A+
Основатель и управляющий партнер KravtGroup Валерий Кравцун в интервью Finversia – о перспективах гостиничного бизнеса в России и о том, стоит ли девелоперам инвестировать в это направление.
– Какие сейчас основные тренды в коммерческой недвижимости и конкретно в сегменте отелей?
– В коммерческой недвижимости основной тренд – строительство гостиниц и коммерческих объектов в сфере туризма. Активно открываются отели, согласовываются новые идеи и проекты. Особенно востребована категория загородных отелей. Сегодня на такие объекты размещения высокий спрос: планируя отдых внутри страны, люди все чаще ищут загородные отели с питанием, SPA-комплексами, насыщенной программой и развлечениями.
По данным министерства культуры и туризма Московской области, в 2023 году туристический поток в регион превысил 23 млн человек – более чем на 1 млн выше показателя 2022 года. В 2024 году интерес к загородным отелям и внутреннему туризму будет только увеличиваться.
Девелоперам стоит присмотреться к гостиничному бизнесу, особенно если у них есть 20-30% стоимости проекта. Банки достаточно легко дают кредиты бизнесменам, которые развивают туристический бизнес в России. Кроме этого, администрации районов готовы по льготной субсидированной ставке или бесплатно выдавать участки инвесторам.
– Допустим, мы строим мини-гостиницу. Какие примерно нужны инвестиции? Какая окупаемость и перспективы?
– Говорить о конкретных инвестициях сложно, финальная стоимость зависит от региона, инфраструктуры гостиницы, класса и размера отеля. Даже в одном городе стоимость может существенно отличаться.
С окупаемостью проще: в гостиничном бизнесе он в среднем составляет 10 лет, учитывая проценты, банковский кредит и прочие расходы. На протяжении первого года идет проверка гипотезы и концепции. На второй год, если все разработано правильно, бизнес выходит на положительный чистый денежный поток. Все последующие годы – стабилизация.
Гостиничный бизнес – один из перспективных рынков в России сегодня. Идет активное развитие внутреннего туризма, все больше людей предпочитают путешествовать по России, а значит – необходимость в отелях будет тоже расти. Например, по некоторым данным в Татарстане не хватает 2500 номеров, и такие показатели не только в этом регионе.
– Оказывает ли государство финансовую поддержку гостиничному бизнесу? В чем это проявляется?
– Да, предприниматели в сфере гостиничного бизнеса могут рассчитывать на финансовую помощь Минэкономразвития в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Программа рассчитана на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства с площадью от 5 000 м² или свыше 120 номеров.
Благодаря программе бизнесмены получают кредит на развитие кластера или какого-то объекта под 3-4%. Это позволяет большему числу предпринимателей инвестировать в сферу гостиничного бизнеса и открывать новые отели.
– Какие есть риски для предпринимателей, которые запускают этот бизнес?
– Гостиничный бизнес считается сложным в управлении. Есть множество нюансов и рисков, которые предпринимателю следует проработать прежде, чем открывать гостиницу. Выделим два вида:
Инвестиционный риск – когда предприниматель запускает проект, но не просчитывает траты и бизнес приходиться закрывать. Или выбор неправильной концепции, от которой нет ни клиентов, ни прибыли.
Работа с заемными средствами – предприниматель неверно создал финансовую модель, или присутствуют ошибки в менеджменте, тогда на строительство банк не одобрит кредит.
– В России популярнее сетевые отели или небольшие гостиницы? На ваш взгляд, в каком они процентном соотношении?
– В России все-таки больше распространены небольшие отели. Если посмотреть список гостиниц или погулять, например, по Краснодарскому краю, то заметите множество мини-гостиниц, гостевых домов, которые представлены в одном экземпляре.
Отели бывают различных классов, с разным сектором услуг. У некоторых гостиниц есть территория, бассейн, питание, а где-то – нет ничего. Гостиницы индивидуальны и рассчитаны на разные целевые аудитории.
В сетевых же представлен полный спектр услуг, высокое качество обслуживания и сервис. Бассейны, СПА и прочие дополнительные услуги. Сетевые отели часто похожи друг на друга и имеют завышенную стоимость.
Точные цифры сложно назвать, но предположу, что 60% – небольшие гостиницы, а 40% – сетевые.
– Какие регионы сегодня можно назвать самыми перспективными для строительства гостиниц?
– Я бы посоветовал бизнесменам присмотреться к Алтаю, Камчатке, Кузбассу, Северному Кавказу, Карелии, Русскому Северу. Регионы признаны одними из ключевых туристических направлений, и до 2030 года там прогнозируют прирост турпотока до 140 млн человек в год.
Не стоит забывать о Краснодарском крае – он по-прежнему один из лидеров по инвестиционной привлекательности. По итогам летнего сезона 2023 года Краснодарский край – лидер по числу поездок внутреннего туризма и свое лидерство не уступает. Например, в Сочи запланировано возрождение и развитие санаторно-курортного потенциала.
– Вытеснят ли апартаменты классические гостиницы в популярных туристических городах России? Например, в Петербурге?
– Апартаменты пользуются спросом у туристов. Это связано с тем, что стоимость в среднем на 17% ниже, чем в арендных квартирах или отелях, если брать одинаковые параметры. В апартаментах можно разместиться большой компанией, там часто есть кухня. Для многих отдыхающих – принципиально важно.
Несмотря на плюсы апартаментов, гостиничный сервис ничего не заменит. Люди выбирают отели, чтобы отдохнуть, а не выполнять те же обязанности, которые делают дома: готовка, уборка и прочее. Гостиницы – не только место для ночевки, это также эмоции и чувство комфорта.
– Какие из ваших проектов вы считаете ключевыми? У вас есть объекты в Казани, Петербурге. Какие проекты планируете запускать в ближайшие годы?
– Каждый проект индивидуален. Например, сложно сравнивать нашу гостиницу в аэропорту и отель в стилистике Мариинского театра – совершенно разные форматы и концепции. Общее только то, что я горжусь каждым из них, и, конечно, командой, которая их развивает.
Каждый проект – это история и опыт. Сейчас у нас в работе несколько концепций новых объектов, мы находимся в стадии переговоров. Кроме привычных туристических направлений, например, присматриваемся и к более отдаленным регионам. Например, одна из точек притяжения сегодня – Камчатский край с его красивой природой. Не исключено, что через какое-то время примем решение о выходе в этот регион.