Finversia-TV
×

Китайская грамота A A= A+

01.06.2020

Как и обещала, поговорим сегодня о национальной идее. Но, уж простите, не о русской (за неимением оной), а в основном о китайской. Там-то она точно присутствует, хотя не единожды подвергалась вроде как пересмотру. Но не срасталось, и возвращался китайский ветер всякий раз на круги своя.

Вот написала про китайскую национальную идею, а потом поняла, что сформулировать её вряд ли смогу. Разве что с помощью Конфуция, да и то… Но вообще-то, конечно, правы Редьярд Киплинг и товарищ Сухов: Восток – дело тонкое, и с Западом им не сойтись вовек. Впрочем, у нас – с нашим-то двуглавым орлом – есть шанс. Ну, если не сойтись, то хотя бы понять. Или, на худой конец, попытаться.

А теперь, пожалуйста, потерпите – снова ненадолго углубимся в историю. Я, видите ли, росла под песню «русский с китайцем – братья навек», и потому подростком не очень поняла, отчего вдруг эта дружба куда-то подевалась. А потом случился остров Даманский, и мы, студенты, попёрлись к китайскому посольству на Ленинских горах, – забрасывать здание чернильницами-непроливайками. Такая вот сложная история взаимоотношений.

Советский лидер решил подружиться с США и поэтому не поддерживать больше КНР «в его противостоянии Тайваню и США». Комментарии, я полагаю, излишни.

Как известно, прошлые межгосударственные дрязги случились из-за расхождения в отношении к прошлому и в видении будущего. Китай не смог простить Никите Хрущёву того, что он в своём секретном докладе XX съезду «полностью и огульно отрицая И.В. Сталина, опорочил диктатуру пролетариата, опорочил социалистический строй, опорочил великую Коммунистическую партию Советского Союза…», – как писали тогда в китайских газетах. Плюс к тому, советский лидер решил подружиться с США и поэтому не поддерживать больше КНР «в его противостоянии Тайваню и США». Комментарии, я полагаю, излишни.

Надо, однако, отметить, что даже за семь лет «нерушимой дружбы» СССР дал неплохой стартовый толчок Китаю: и кредиты, и научно-техническая помощь. Кстати говоря, все займы китайцы погасили уже к 1964 году (а сумма была не такой уж и мизерной – по нынешним деньгам, порядка 100 миллиардов рублей). Потом, помнится, мы потешались над деревенскими домнами и цитатниками, возмущались культурной революцией и ругались словом «хунвэйбин». Короче, продолжали смотреть на Китай вроде как на младшего и неудачливого брата. И как-то прохлопали момент, когда КНР рванула вперёд со всей мощью локомотива в полтора миллиарда человечьих сил. И мало того, что там выстроили вполне себе рыночного типа экономику, так ещё и вырвались на первые экономические позиции в мире, едва ли не оставив за бортом США.

КНР рванула вперёд со всей мощью локомотива в полтора миллиарда человечьих сил. И мало того, что там выстроили вполне себе рыночного типа экономику, так ещё и вырвались на первые экономические позиции в мире, едва ли не оставив за бортом США.

И вот что любопытно: как-то они умудрились всё это сотворить, практически не меняя политическую систему – всё так же страной рулят КПК и Всекитайское собрание народных представителей. Похоже, культурной революции с хунвэйбинами им хватило, чтобы сообразить: надо бы идти другим путём. Но – туда же, ко всеобщему народному счастью. Случилась, правда, неприятность на Тяньаньмэнь, но китайцы себя пяткой в грудь не били и голову пеплом не посыпали, а высказались в смысле: не ваше, мол, дело.

Вот только не надо меня подозревать в низкопоклонстве перед Востоком. Далеко не всё в китайской политике мне кажется достойным древней и великой цивилизации. Чего только стоит лезгинка, которую Китай танцевал (да по большому счёту и продолжает) танцевать перед США. Кто-то скажет, будто здесь сказался извечный китайский прагматизм. Может, и так. Но в этом случае он их явно подвёл, если судить по последним событиям. Похоже, с иска отдельного американского штата к КНР «за Covid-19» история лишь началась: США продолжают подкидывать «партнёрам» одну подлянку за другой. Из свежих новостей – признание независимости Тибета. Плюс продолжение гонконгских проблем, санкции и прочее.

А как Китай будет выходить из коронакризиса? Судя по итогам майского ВСНП, не так стремительно, как многие ожидали. Китайцы вернулись к осторожности, столь им свойственной, и обнародовали весьма сдержанные планы.

На этом фоне всем интересно: а как Китай будет выходить из коронакризиса? Судя по итогам майского ВСНП, не так стремительно, как многие ожидали. Более того, впервые на этом форуме не прозвучали цифры будущих побед. Китайцы вернулись к осторожности, столь им свойственной, и обнародовали весьма сдержанные планы. Тем не менее, планы свёрстаны, и можно не сомневаться – у КНР всё получится, хотя, возможно, с большими издержками, нежели там предполагают.

Теперь отвечу на невысказанный вопрос: а откуда, собственно, такая уверенность? Ведь вроде бы объективные обстоятельства совсем не такие благоприятные. А китайцам, знаете ли, в известной степени чихать на обстоятельства, потому что у них есть идея – общая, национальная, называйте, как хотите. Всё-таки попробую сформулировать. Смысл в том, что здесь считают свою страну великой, невзирая ни на какие неприятные события и целые периоды: фактическая колонизация, опиумные и «обычные» войны, культурные и прочие революции, Тяньаньмэнь, санкции… Китайцы, конечно же, как и все, делают ошибки, но умеют их публично исправлять и никогда не отказываются от своей сложной истории.

Вообще-то, такое впечатление, что привычка плевать в собственное прошлое свойственна лишь нам, да бывшим нашим сателлитам. В советское время это как-то нивелировалось энтузиазмом и мечтой о светлом будущем. Да и то – в тяжкие годы войны вспомнили и о вере, и о славной истории, и даже об офицерских погонах. Зато, начиная с середины 80-х, словно состязаемся в том, кто побольнее ковырнёт прошлые болячки, кто выдаст самую нелепую версию, казалось бы, очевидных побед. Удивительно, но в это странное действо включились даже некоторые священнослужители, которым, кажется, на роду написано учить людей доброте и прощению, практически во всех религиях и конфессиях. Но нет, то и дело слышишь проповеди с более или менее ядовитыми уколами в адрес недавнего прошлого.

На одной истории национальную идею не построишь – ей нужно будущее. И настоящее. Не надо слизывать его ни с американского, ни с китайского образца – у каждого народа своя судьба и своя идея.

…Недавно в одном из телевизионных ток-шоу услышала впечатления кого-то из русских американцев последней волны эмиграции о том, как его поразили некоторые местные обычаи. Например, клятва мелких детсадовских детей американскому флагу. И сам обычай вывешивать национальный флаг у дома – не по праздникам, а всегда. И то ещё, что практически любой американец, даже недовольный чем-то в родных Штатах, будет отстаивать перед иностранцем правоту и величие США. Ну да, понятно, американская история не идёт в сравнение не только с китайской, но и с европейской, и с российской, им всё ещё надо утверждаться.

А нам не надо? Ладно, история наша сама за себя говорит – тем, кто умеет слышать. Только на одной ведь истории национальную идею не построишь – ей нужно будущее. И настоящее. Не надо слизывать его ни с американского, ни с китайского образца – у каждого народа своя судьба и своя идея. Потому она и называется – национальная. Пусть у китайцев свет клином сошёлся на Конфуции (кстати, всем его полезно почитать), зато у нас есть Александр Пушкин с его «любовью к родному пепелищу» и Фёдор Тютчев, утверждавший, что «умом Россию не понять». Но постараться-то можно?

  • Людмила Коваленко
  • Finversia.ru