Автокредиты растут вслед за продажами A− A= A+
Продажи автомобилей весной этого года начали расти, разворачивается и автокредитование. Насколько долгосрочным будет этот рост, зависит от динамики доходов населения и фактора валютного курса.
В 2017 году продажи новых автомобилей вернулись к росту после длительного периода стагнации, параллельно росло автокредитование. По подсчётам Ассоциации европейского бизнеса, за январь–май 2017 года авторынок вырос по продажам на 5,1%. По оценкам Автостата, прирост был ещё более существенным — примерно на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В мае–июне темпы стали даже ускоряться: ежемесячнорынок прирастал примерно на 15% (по отношению к аналогичному периоду 2016 года). Всего за пять месяцев было продано 520 тысяч новых легковых автомобилей (оценка Автостата). По прогнозам АЕБ, автомобильные продажи в России по итогам текущего года увеличатся на 4%.
По оценкам Министерства промышленности и торговли РФ, прирост по году составит 7,4%. Автостат, в свою очередь, указывает, что по итогам 2017-го российский авторынок может прибавить 10–20% и достигнуть 1,45–1,6 миллиона автомобилей. Позитивные прогнозы по авторынку и у PwC практически по всем направлениям.
Сегмент |
2016 г., шт. |
2017 г., шт. |
Изменение, % |
---|---|---|---|
Легковые авто |
1,27 миллиона |
1,49 миллиона |
+17,3 |
LCV |
88 тысяч |
102 тысячи |
+15,9 |
Грузовики |
48 тысяч |
54 тысячи |
+12,5 |
Автобусы |
8,5 тысячи |
8,1 тысячи |
–4,7 |
Источник: PwC.
Есть все основания полагать, что текущий положительный тренд продлится как минимум до весны 2018 года. На авторынок на текущий момент влияет ряд факторов.
Во-первых, у населения за период девальвации рубля и снижения доходов сложился существенный отложенный спрос на автомобили.При этом транспортный парк требует естественного обновления. Как правило, многие частные автовладельцы по прошествии гарантийного срока меняют автомобиль на новый.
Во-вторых, начала стабилизироваться ситуация с доходами россиян. Так, по подсчётам Росстата, в первом полугодии 2017 года реальная зарплата граждан увеличилась на 2,7% к аналогичному периоду прошлого года. Реальные доходы россияностались на уровне июня 2016 года (между реальными зарплатами и реальными доходами есть разрыв из-за роста кредитования, Росстат считает новые кредиты отрицательным доходом).Однако, по прогнозам экспертов, в 2017 году этот показатель также вырастет.
В-третьих, всплеск спроса стимулировал ответную реакцию локальных производителей транспортных средств. В I квартале производство автомобилей в России выросло на 23%. За январь–май только в Санкт-Петербурге заводы Nissan, Hyundai, Toyota нарастили производство на 37%. Растут и продажи отечественных автомобилей. По итогам первого полугодия текущего годаавтопродажи составили 183,7 тысячи единиц, что на 7,8% больше чем годом ранее.
И наконец, в-четвёртых, большинство банков разморозили программы автокредитования — в этом сегменте ожидается активный рост по итогам года.
Пока ипотечное кредитование перешло от роста к стагнации, именно автокредитование может стать драйвером роста всей банковской розницы — ведь его доля в автопродажах составляет порядка 45–50%. Статистика уже подтверждает этот вывод. Как подсчитало НБКИ, по итогам Iквартала 2017 года объём автокредитов увеличился на 37,3% (с 64,4 миллиарда до 87 миллиардов рублей).
Банки снижают ставки по автокредитам вслед за уменьшением уровня ставок на рынке и ключевой ставки. В 2016 году ставка по автокредитам составляла 11–12%, сейчас — около 10%, и показатель имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Автокредитование находится в прямой корреляции с автопродажами.По нашим прогнозам, в 2017 году эти направления бизнеса продемонстрируют положительную динамику. Надо сказать, в автокредитовании просрочка традиционно находится на невысоком уровне по сравнению с другими кредитными розничными направлениями (за исключением ипотеки). По данным НБКИ, уровень проблемных автокредитов составляет около 10% (в то время как по кредитным картам этот показатель составляет 18% и по потребительским кредитам — 21%).
Кроме того, рост автопродаж обеспечит и рост в сегменте автострахования. В I квартале 2017 года сборы по ОСАГО и АвтоКАСКО ещё снижались, но по итогам года, по нашим оценкам, АвтоКАСКО может стать одним из растущих сегментов — именно в связи с активизацией на автомобильном рынке. ОСАГО тоже вырастет, однако в этом сегменте, помимо снижения сборов, в последнее время накопилась масса других проблем (растущая убыточность, а также давление автоюристов и мошенников).
Что касается АвтоКАСКО, данное направление страхового бизнеса является сегодня одним из наиболее успешных. Ещё в I квартале 2015-годля сегментаАвтоКАСКО была характерна высокая убыточность: коэффициент выплат достиг 87,5%, в I квартале 2016-го он снизился до 64,9%, а в I квартале текущего года и вовсе составил 57%. Можно сказать, что показатель стабилизировался: некоторые эксперты выражали опасения по поводу демпинга на рынке, но по итогам всего 2016 года коэффициент выплат составил 57%, и таким же остаётся на текущий момент. Крупные страховщики отказались от радикального снижения цен.Кроме того, стали расти продажи продуктов с возможностью экономии по стоимости полиса — с франшизой, телематикой и т.д. Сыграла свою роль и стабилизация комиссионного вознаграждения на низком уровне — около 20% в среднем по рынку. Таким образом, компании, развивающие бизнес по АвтоКАСКО, показали неплохие результаты и по итогам 2016 года и, по всей видимости, вырастут в 2017 году. Прогноз по темпу прироста — +3–5% в 2017 году. Прогноз по уровню выплат — 57–60%.