Джо Байден против Big Tech A− A= A+
Разрушит ли жесткое госрегулирование бизнес крупнейших технологических компаний – Amazon, Apple, Facebook и Google?
9 июля президент США Джо Байден подписал указ о борьбе с монополизмом во всех отраслях американского бизнеса. В указе больше 70 пунктов, затрагивающих большинство отраслей – от сельского хозяйства и здравоохранения до IT-технологий.
Большинство из положений указа коснутся в основном самих американцев. Однако указ серьезно затрагивает и бизнес крупнейших американских технологических компаний Amazon, Apple, Facebook и Google, клиентами хотя бы одной из которых является сегодня большинство россиян. Также он может затронуть тех наших сограждан, которые имеют акции этих компаний в своем инвестпортфеле. Затронет он и те российские компании, которые размещают рекламу или контент на американских платформах. И, конечно, развитие крупнейших мировых IT-компаний и их государственное регулирование задает направление для развития и госрегулирования их российских аналогов.
Какие же основные претензии у Джо Байдена к IT-гигантам и какие меры госрегулирования намечены?
Крупные технологические компании за последние 10 лет приобрели сотни компаний-конкурентов, причем обычно это происходило с разрешения государственных ведомств США. Заявлена политика жесткого контроля за слияниями компаний, в том числе – пересмотр уже ранее одобренных госорганами и проведенных сделок.
Платформы Big Tech собирают слишком много личной информации о пользователях. Заявлено, что государством будут установлены правила сбора и накопления подобных данных.
Технологические платформы несправедливо конкурируют с малым бизнесом – они могут видеть, какие продукты малых компаний лучше продаются, и использовать эти данные для запуска собственных продуктов. Будут установлены правила, запрещающие подобную недобросовестную конкуренцию.
Производители смартфонов и другой компьютерной техники запрещают ремонт своей техники в неавторизированных сервисных центрах. Намечено покончить с подобной практикой компаний.
Напомню, что претензии американских политиков к IT-гигантам не новы. В 2020 году по итогам длительного расследования был подготовлен специальный доклад Конгресса США. На 449 страницах доклада детально описаны претензии законодателей США к крупнейшим IT-компаниям.
Компании Facebook ставят в вину покупку перспективных конкурентов, прежде всего – Instagram и WhatsApp, монополизм в сегменте соцсетей и сбор огромного объема информации о пользователях. Apple обвиняют в высокой комиссии в магазине приложений, а также в ограничениях на ремонт техники в сторонних сервисах. Google обвиняют в монополизме на рынке рекламы, в использовании одних своих сервисов для продвижения других, а также в редактировании результатов поиска в целях собственной выгоды. Amazon ставят в вину, что компания изучает популярные предложения товаров своих клиентов – независимых продавцов и начинает предлагать собственные товары по более привлекательной цене.
В докладе предложены и возможные меры по борьбе с монополизмом этих компаний. Например, Google могут заставить продать сервис YouTube и компанию Motorola, Facebook – продать Instagram и WhatsApp, а Amazon – продать недавно приобретенную студию MGM. Apple придется разрешить ремонт своих гаджетов в независимых сервисных центрах.
Сами компании, конечно, отрицают большинство обвинений. Facebook напоминает, что все приобретения не только были согласованы в соответствии с действующим законодательством, но приобретенные компании получили многомиллиардные инвестиции, что обеспечило их развитие и приток новых пользователей. Apple считает, что ее комиссионные находятся на уровне комиссионных в других крупных магазинах приложений, а основная часть выручки достается разработчикам приложений. В Google уверены, что предложенные меры нанесут ущерб пользователям бесплатных сервисов компании, не принеся им никакой выгоды. Amazon уверяет, что разделение одного интернет-магазина на несколько не только затруднит покупателям поиск товаров, но и приведет к ухудшению выбора товаров и росту цен.
Попавшие под удар указа Байдена компании не намерены сдаваться без боя. Компания Facebook вслед за Amazon подала обращение об отстранении председателя FTC (Федеральной торговой комиссии) США Лины Хан от участия в рассмотрении дела о нарушении компанией антимонопольного законодательства по причине ее предвзятости. Лина Хан задолго до своего назначения неоднократно публиковала статьи с обвинениями этих компаний в нарушении закона. Очевидно, что будут предприняты и другие подобные шаги. Так что в ближайший год в работе IT-компаний мало что изменится. Хотя некоторые эксперты в Штатах считают, что за то время, пока будут выработаны и утверждены новые законы по ограничению работы IT-компаний, резко ускорится процесс уже запланированных слияний и поглощений.
32-летняя юристка Лина Хан – прекрасный пример важной роли личности в истории. До того, как Джо Байден пригласил ее возглавить главное антимонопольное ведомство США, она занималась антимонопольными исследованиями и приобрела большую известность как жесткий критик бизнеса американских IT-гигантов. При этом опыта работы в IT-компаниях у самой Лины Хан нет.
Впрочем, Лина Хан действует вовсе не одна, а в команде единомышленников. Например, советник Джо Байдена по технологиям и вопросам конкуренции – профессор Тим Ву, который является сторонником разделения Facebook и Google на несколько компаний.
Весьма любопытно столь страстное желание американских законодателей отрегулировать работу американских компаний, действующих на высококонкурентном рынке интернет-услуг, на котором фактически не существует государственных границ. Очевидно, что при любых жестких мерах в отношении американских IT-гигантов преимущества получат IT-гиганты из Китая, у которых есть все необходимые финансовые и интеллектуальные ресурсы для дальнейшего развития. Хороший пример возможностей китайских IT-компаний – быстрое развитие сервиса TikTok, который и без дополнительных антимонопольных мер успешно отбирает у американских IT-компаний клиентов. При этом Компартия Китая явно не станет ограничивать развитие китайских IT-компаний на зарубежных рынках, а, наоборот, будет всячески поддерживать подобную экспансию.
Напомню, что прекрасным примером того, как сам рынок может препятствовать монополии компаний на рынке IT-сервисов может служить история компании Microsoft. В середине 90-х годов компанию заслуженно обвиняли в монополии на рынке потребительского софта и предлагали ее разделить. После долгих разбирательств Microsoft заключила сделку с минимальным ущербом для бизнеса. Затем монопольное положение компании на рынке софта было изменено вполне рыночными способами. Появились новые ниши на рынке – операционные системы и приложения для смартфонов, социальные сети, поисковые услуги, интернет-магазины, которые заняли так осуждаемые сегодня Apple, Amazon, Google, Facebook, Twitter и другие компании.
Еще позднее на рынок вышли Telegram и Zoom, которые тоже добились успеха вполне рыночными способами, несмотря на наличие близких по возможностям сервисов у более мощных компаний-конкурентов. Вполне возможно, что сегодня готовятся к взрывному росту новые IT-компании с новыми удобными и полезными сервисами, о которых пока ничего не известно рядовому пользователю.
Что самое любопытное – большинство сервисов высочайшего уровня эти компании предоставляют бесплатно, в обмен на информацию о пользователях, которая не обладает ценностью сама по себе, а становится ценной только в массовом масштабе, при ее монетизации IT-гигантами. Многие крупнейшие интернет-сервисы были убыточными долгие годы с момента их запуска, и лишь в последнее время стали приносить прибыль. И никто не может быть уверен, что при раздроблении IT-гигантов на несколько компаний все они продолжат предоставлять сервисы не менее высокого качества и при этом будут получать прибыль.
Удастся ли законодателям США при регулировании деятельности крупнейших IT-компаний соблюсти баланс между интересами их клиентов и интересами самих компаний? Смогут ли IT-гиганты переработать свои бизнес-модели в соответствии с новыми требованиями? Насколько предлагаемые законопроекты повредят бизнесу компаний и сделают их сервисы менее удобными для клиентов? На мой взгляд, это мы узнаем уже в ближайшие несколько лет.