Финансовое законодательство: повестка дня на осень 2018-го A− A= A+
Прежде всего, это законопроекты, связанные с цифровой экономикой. Мы подзатянули рассмотрение во втором чтении законопроекта о цифровых финансовых активах и законопроекта о краудфандинге.
Идет большая работа, тема сложная, сейчас есть понимание, каким должен быть ко второму чтению законопроект о цифровых финансовых активах. Их называют цифровыми правами и вся идеология проекта закона будет привязана к правам инвестора и ответственности эмитента цифровых активов. Закон о цифровых финансовых активах будет давать основные определения инструментов, которые работают на этом рынке; общие правила регулирования этих инструментов.
Закон о краудфандинге должен установить требование к инвестиционным площадкам, через которые инициаторы проектов смогут привлекать инвестиции от бизнеса и физических лиц. Здесь нам важно четко прописать требования по допуску квалифицированных инвесторов, поскольку через такие площадки будут предлагаться, прежде всего, стартапы. Это венчур и, соответственно, риски вложений здесь выше средних по рынку. В законе о рынке ценных бумаг и, возможно, в законопроектах о цифровых активах мы рассмотрим новые подходы к определению квалифицированных инвесторов. Изучаем возможность определения квалификации инвесторов удаленно - на основе тестов, ответов на целую группу вопросов.
Мы рассчитываем, что эти законы могут быть приняты уже октябре и сразу вступят в действие, поскольку краудфандинговые платформы у нас уже работают, с десяток площадок уже привлекают средства на различные проекты и здесь просто надо защитить инвесторов которые уже через эти площадки которые инвестируют…
В осенней повестке комитета есть целый блок вопросов, связанных с потребительским кредитованием, с микрофинансированием. К сожалению, поступает очень много жалоб на микрофинансовые организации, на грабительские кредиты, которые по сути третируют наше население. И здесь нам надо четко прописать нормы, которые бы позволяли сдержать, а лучше сократить закредитованность населения. Мы собираемся в ближайшее время принять закон, по которому предельное начисление процентов, штрафов, пеней не будет превышать основное тело кредита более чем в полтора раза. Напомню, что сейчас по законодательству допустимо превышение в три раза, то есть мы двукратно уменьшаем нагрузку на заемщиков. Планируется ограничение для МФО – не более 1% в день, то есть максимальная ставка в перечислении на год составит не более 365%, а не 700-1000% как имеет место быть. Причем эта норма будет действовать и для коротких займов, так называемых «займов до зарплаты». Как известно, планируется ограничить доступ к кредитам уровнем, при котором общий платеж по ним не может превышать 50% дохода семьи – это позволит снизить чрезмерную закредитованность.
Еще один большой блок вопросов связан с фондовым рынком. Зачастую наши российские предприятия, несмотря на необходимость ресурсов для развития, не заинтересованы в привлечение кредитов - они либо слишком дороги, либо слишком серьезные требования предъявляются к заемщику. Альтернативой во всем мире является облигация. Мы хотим довольно существенно упростить выпуск облигаций и таким образом дать возможность нашим предприятиям и предпринимателям привлекать средства с рынка для того, чтобы они могли финансировать свои проекты, решать свои хозяйственные вопросы…
Есть тема, связанная с негосударственными пенсионными фондами. Закон, который сейчас действует, не оправдал себя: пенсионная система, правда, сформировалась и миллионы граждан имеют пенсионные накопления, тем не менее, мы видим, что очень много здесь и злоупотреблений, и очень большая нагрузка ложится на предприятия в связи с перечислениями в накопительную часть пенсионной системы. Поэтому и появилась идея индивидуального пенсионного капитала, добровольного формирования этого капитала гражданами. При этом должен быть стимул для тех, кто такие накопления формируют, причём стимул должен быть как для граждан, которые перечисляют деньги (они не должны платить с перечисляемой суммы подоходный налог), так и для предприятий, которые перечисляют деньги в накопительную систему для своих работников (налоговые льготы). Полагаем, что такая система будет более эффективной. Она позволит, с одной стороны, людям больше доверять пенсионным фондам, которые, кстати, сейчас находятся под жёстким регулированием Центрального банка; с другой стороны, даст людям возможность лучше управлять этими деньгами и накапливать себе пенсии. А для экономики это финансовый ресурс, «длинные деньги»…
В повестке дня комитета есть вопросы, связанные с аудитом. Давно уже дискутируем на эту тему. Был вариант законопроекта, который предусматривал передачу регулировании этого рынка Центральному банку, но с учетом, что сам Центральный банк проходит аудит, здесь возникает риск конфликта интересов. И, учитывая, что давно уже аудиторский рынок регулируется минфином, нашли компромиссные варианты, которые должны быть реализованы в осеннюю парламентскую сессию. Регулирование аудиторов будет ужесточено (на этом рынке должны остаться только добросовестные организации), но останется за Министерством финансов. При этом работа профучастников этого рынка, которые ведут аудит кредитных организаций или участников фондового рынка, будет контролироваться и Банком России, который будет иметь возможность установить дополнительные требования и отслеживать выполнение этих требований. Это делается для того, чтобы повысить ответственность аудиторов за заключения, которые они дают по финансовым организациям…
К сожалению, остается предельно актуальной и тема ОСАГО. Недавно по этой теме прошли специальные парламентские слушания. Основной вопрос здесь - установление более гибкий системы тарифов на ОСАГО. Предлагается установить более высокие тарифы для тех, кто регулярно нарушает правила дорожного движения, постоянно попадает в разные аварийные ситуации, и более благоприятные тарифы для граждан, которые ездят без нарушений, без аварий. В принципе, справедливый подход. Также звучат предложения либерализовать вообще тарифную политику страховщиков, есть эксперты, которые считают, что жизнь сама установит разумные тарифы и в результате такой либерализации тема страховых полисов ОСАГО будет снята полностью. Я считаю, что либерализация нам пока преждевременна. Мы знаем, что в целом ряде регионов ввиду повышенной аварийностью и активностью так называемых «автоюристов», специализирующихся на подставных страховых случаев, страховые компании теперь вообще не хотят продавать полисы ОСАГО. И в этой ситуации есть риск, что либерализация приведет не к снижению тарифов, а ровно наоборот…
Словом, рабочая повестка Комитета Государственной Думы по финансовому рынку на конец 2018 года очень напряженная и зачастую социально чувствительная. Будем работать!