Finversia-TV
×

На «Ладе» – в светлое будущее? A A= A+

Российская автопромышленность пока не смогла выйти из кризиса. Неофициальный импорт автомашин буксует. Новая госпрограмма льготных автокредитов.

После годичной паузы в России перезапущена программа льготного автокредитования. Ее условия заметно изменены. Теперь скидка на аванс по кредиту выросла вдвое – до 20% от стоимости автомобиля, а максимальная цена приобретаемой машины увеличена с 1,5 млн. до 2 млн. рублей. По оценке Минпромторга, по программе до конца года будет продано около 50 тысяч автомобилей.

Однако российским автолюбителям придется довольствоваться только покупкой машин производства «АвтоВАЗа» и «УАЗа». Ранее входившие в госпрограмму автомобили марок Hyundai, Kia, Volkswagen или Renault в этот раз в программу не вошли, так как заводы по их производству в России были остановлены. В программу не вошли машины китайской марки Haval, которые собираются в Туле – их производство оказалось недостаточно локализовано в России.

В бюджете на льготное автокредитование предусмотрено выделение 10,2 млрд. рублей. Это позволит продать в льготный кредит примерно 50 тысяч автомашин. Много это или мало?

По итогам первого полугодия 2022 года по данным Ассоциации европейского бизнеса продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 58% в сравнении с первым полугодием прошлого года до 370 тысяч штук. Лидером продаж остается «АвтоВАЗ», реализовавший за полугодие 74 тысяч машин, на 63% меньше, чем годом ранее. На втором месте – Kia с показателем 46 тысяч (-58%), на третьем месте – Hyundai с 40 тысячами (-56%). Renault – на четвертом месте, 28 тысяч проданных автомашин (-60%), на пятом месте – Toyota, 19 тысяч (-60%).

Что касается июня, то в прошлом месяце продажи машин упали на 82% по сравнению с июнем прошлого года и составили 28 тысяч автомобилей, из которых 7,5 тысяч реализовал «АвтоВАЗ». Как видим, в условиях резко упавших объемов продаж даже 50 тысяч автомашин, проданных в льготный кредит – весьма заметная доля рынка.

Отчего же государство вновь расщедрилось на дотации покупателям машин? Официальная информация Росстата о промышленном производстве в январе-мае 2022 года показывает резкий спад во многих отраслях. Но именно автомобильная промышленность – одна из наиболее пострадавших от международных санкций и добровольного ухода иностранных компаний из России. За январь-май 2022 года в России было произведено на 56% машин меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем ситуация пока не улучшается – в мае месяце произведено всего 3,7 тысяч легковых автомобилей по сравнению со 112 тысячами годом ранее.

Основной игрок рынка «АвтоВАЗ» за первое полугодие произвел около 75 тысяч машин. Уход марки Renault значительно сузил число моделей, которые завод может выпускать. Из недавнего интервью президента «АвтоВАЗа» Максима Соколова следует, что планов развития без Renault у «АвтоВАЗа» много, но все они требуют серьезной перестройки работы предприятия и поиска новых поставщиков. Кроме того, для разработки новых моделей требуется серьезная работа инженеров-конструкторов, а за время сотрудничества с Renault самостоятельность инженерной школы явно была частично утрачена. Неясна и финансовая целесообразность создания полностью самодостаточного и полностью локализованного производства автомашин.

Пока непонятна и перспектива возобновления работы других совместных автосборочных заводов, ведь большинство компаний приостановили производство. По данным СМИ, сейчас кроме «АвтоВАЗа» относительно стабильно работают заводы «УАЗ» и тульский Haval. «Автотор» в Калининградской области, который ранее собирал BMW, Kia и Hyundai, сообщил о частичной занятости персонала. Остальные заводы или пытаются восстановить производство, или ждут окончательного решения судьбы иностранными владельцами.

Что касается китайского автопрома, то в России китайские автомобили продаются зачастую с солидной наценкой относительно цен в самом Китае, что ранее в условиях жесткой конкуренции с другими брендами делало «китайцев» не особо привлекательными. Поэтому перспективы роста доли изделий китайского автопрома в России во многом будут зависеть от ценовой политики китайских производителей. А в условиях нынешнего дефицита доступных массовому российскому покупателю автомашин соблазн поднять цены очень велик.

Надежды на ввоз автомашин и запчастей к ним компаний, официально ушедших из России, тоже пока не оправдываются в полном объеме. Если ввоз запчастей худо-бедно удалось запустить, то ввоз готовых автомашин пока пробуксовывает. Число ввезенных автомашин измеряется всего несколькими тысячами. Ввозят их не компании, а частные лица, и продают через сервисы объявлений. При таком способе ввоза и продажи гарантия на автомашины отсутствует. Это явно не та схема параллельного импорта, о достоинствах которой нам еще недавно рассказывали чиновники.

В результате падения объемов производства на рынке создается дефицит, цены растут, а объемы продаж – падают. Даже по оптимистичным оценкам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в 2022 году производство и продажа легковых автомобилей в России упадет на 50% в сравнении с прошлым годом.

Проблемы российской автопромышленности в 2022 году очень показательны. Остановленные автозаводы на виду у всех экспертов отрасли. Но столь заметные проблемы автозаводов неизбежно вызывают и куда менее заметные проблемы предприятий-поставщиков, а это сотни предприятий и десятки тысяч рабочих мест.

При таких проблемах с производством автомашин и росте цен на имеющиеся в продаже модели пробуксовывает и автокредитование. Минувшей весной в автокредитовании произошел резкий спад, вызванный ростом ставок по кредитам. Однако и сейчас ставки по автокредитам находятся на достаточно высоком уровне – около 15% годовых в зависимости от банка и условий программы.

Неудивительно, что восстановление рынка автокредитования после весеннего провала объемов выдач идет медленно. В марте месяце по данным Национального бюро кредитных историй было выдано всего 17 тысяч автокредитов, что в 5 раз меньше показателей марта 2021 года. В июне месяце, после снижения ставок, ситуация улучшилась – выдано 39 тысяч автокредитов, что тем не менее вдвое ниже прошлогодних показателей.

Частично такая ситуация объясняется не только возросшими ставками, но и изменением кредитной политики банков. Точные данные по конкретным банкам сейчас недоступны, так как Банк России разрешил банкирам из-за международных санкций временно не раскрывать показатели финансовой отчетности. Но общая тенденция поведения банкиров в кризис понятна. Банки ужесточают программы скоринга с учетом проблем в экономике и падения реальных доходов россиян. Кроме того, дочерние банки иностранных автоконцернов, основная задача которых в России состояла в кредитовании продаж автомашин собственных марок, должны были резко снизить кредитную активность.

Напомню, что уже давно автокредитование стало основным драйвером роста продаж автомашин. И с ростом цен на автомобили в последние годы значение автокредитования только растет. На заемные деньги до начала нынешнего экономического кризиса покупалось около 60% автомобилей.

Помогут ли льготные автокредиты поддержать российский автопром? На мой взгляд, могут быть несколько вариантов развития событий. Если «АвтоВАЗ» сумеет вопреки всем трудностям нарастить производство и хотя бы частично ликвидировать образовавшийся дефицит недорогих автомашин, то заметная часть этих автомобилей будет продана в кредит на льготных для покупателей условиях. Если же «АвтоВАЗ» не сможет нарастить производство, то цены на автомобили у дилеров еще подрастут, и выгода от льготного кредитования уйдет на покрытие роста цен. По какому пути пойдет отечественный автопром будет понятно в конце 2022 года.

  • Владислав Лейбов
  • Finversia.ru

Фотоотчеты