Finversia-TV
×

НПФ как последняя надежда A A= A+

11.12.2019

Смогут ли негосударственные пенсионные фонды обеспечить россиянам достойную жизнь на пенсии?

Обязательную накопительную пенсию как мы помним, заморозили в 2014 году. А в связи с планируемым введением с января 2021 года гарантированного пенсионного плана (ГПП) можно считать, что проект обязательной накопительной пенсии будет фактически завершен.Поэтому особо важными становятся самостоятельные накопления россиян на свою будущую пенсию.

Во всем мире люди, не желающие десятилетиями заниматься инвестированием своих сбережений самостоятельно, вполне успешно доверяют свои «пенсионные» деньги негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Но в России работа НПФ имеет ярко выраженную местную специфику.

Последний выпущенный отчет Центробанка обобщает итоги работы отрасли НПФ за 9 месяцев 2019 года. Регулятор обещает выпускать подобный сводный отчет по итогам работы российских НПФ ежеквартально.

На всякий случай напомню, что средствами пенсионных накоплений (ПН) НПФ в документах Центробанка названы средства обязательной накопительной пенсии, перечисленные в период 2002-2014 годов, добровольные взносы на накопительную пенсию в рамках программы государственного софинансирования, а также доход от инвестирования этих средств. А средствами пенсионных резервов (ПР) НПФ названы добровольные взносы россиян и их работодателей в НПФ и доход от инвестирования этих средств.

В отчете дана сводная структура портфелей для этих двух видов пенсионных накоплений, как по классам активов, так и по отраслям экономики. Из отчета также можно узнать, что общая сумма, находящаяся в управлении всех НПФ на 1 октября 2019 года, составляет 4,16 трлн. рублей и выросла за год на 6,7%.

Много это или мало? Для сравнения – остаток вкладов населения в банках на эту дату был в 7 раз больше - 29,4 трлн. рублей. Так что НПФ еще есть, над чем поработать в части привлечения сбережений населения.

А вот данных о доходности работы НПФ за 9 месяцев 2019 года в документах Центробанка пока нет, их регулятор обещает опубликовать только в середине декабря.

Напомню, что прошлый, 2018 год, не слишком порадовал участников ряда НПФ. Отрицательную доходность по инвестированию пенсионных накоплений и пенсионных резервов в 2018 году показали НПФ «Телеком-союз», НПФ «Социальное развитие», НПФ «Доверие», НПФ «Образование», НПФ «Будущее» и НПФ «Открытие». Отрицательную доходность по инвестированию пенсионных накоплений показал НПФ «Сафмар», а отрицательную доходность по инвестированию пенсионных резервов - НПФ «Уголь» и НПФ «Авиаполис». Причем отрицательная доходность в перечисленных фондах составила от 6,5% до 19,5% годовых!

Доходность же успешных крупных НПФ немного обыграла «официальную» инфляцию. Например, НПФ «Сбербанка» показал доходность около 5%, а оба НПФ «Газфонд» - около 7% годовых.

По предварительной информации, 2019 год будет для отрасли НПФ более удачным. Впрочем, лучше дождаться появления официальных данных не по итогам 9 месяцев, а по итогам всего 2019 года. Они будут более показательными.

Неприятная особенность отрасли НПФ в России в том, что недостаточное качество надзора за участниками рынка на протяжении длительного времени позволило недобросовестным владельцам ряда НПФ слишком произвольно обращаться с вверенными им деньгами. Пренебрежение требованиями законодательства и элементарными принципами риск-менеджмента, активное использование  владельцами НПФ средств фондов для финансирования бизнес-проектов собственных компаний привело ряд крупных НПФ к серьезным проблемам. Разбор этих проблем продолжается с 2017 года, когда были отправлены на санацию ФК «Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк. Именно эти проблемы и стали в первую очередь причиной резкого снижения доходности ряда НПФ.

В плане диверсификации инвестиций НПФ, принадлежащие госкомпаниям и госбанкам, очевидно, недалеко ушли от НПФ, принадлежащих частным компаниям. Они тоже вкладывают крупные средства в бизнес-проекты своего основного акционера – государства. И хотя букве законодательства это соответствует, но в условиях недостаточной эффективности многих госкомпаний и госпроектов такие вложения могут приносить доход меньший, чем хотелось бы будущим пенсионерам.

Кстати, государственными компаниями и банками по приблизительным оценкам контролируется три четверти активов НПФ. Такова особенность российского негосударственного пенсионного обеспечения.

Будем надеяться, что уходящий 2019 год станет для отрасли НПФ более успешным. Тем более что снижение ключевой ставки Центробанком позволит получить неплохой доход от переоценки облигаций в портфелях фондов.

Однако в целом результаты работы отрасли негосударственных пенсионных фондов на длительном отрезке времени пока не слишком впечатляют. Так, за 2005-2017 годы «официальная» инфляция составила 197%, а средняя доходность НПФ – 164%.

Однако проблемы отрасли НПФ связаны не только с недобросовестностью ряда их прошлых владельцев. Мощнейший удар по всей индустрии НПФ нанесло в 2014 году… само государство, заморозив накопительную часть пенсии.

Новая программа гарантированного пенсионного плана (ГПП), запуск которой планируется с 2021 года, даже в самых оптимистичных прогнозах не будет столь масштабной ни по числу участников, ни по объемам привлеченных средств. Хотя Минэкономразвития и планирует приток средств в новую накопительную программу в размере 1 трлн. рублей уже в 2021 году, думаю, масштабы притока средств в первые годы работы ГПП будут значительно скромнее. Ведь по данным Центробанка, в 2019 году добровольно копило на пенсию с помощью НПФ около 6 миллионов россиян.

Еще одна проблема отрасли НПФ в том, что узкий спектр разрешенных видов инвестиций российским фондам не позволяет эффективно страховать вложения будущих пенсионеров от страновых и отраслевых рисков. В этом плане полезно было бы перенять лучший мировой опыт, например, такой успешной в плане пенсионного обеспечения страны как Норвегия, в активах государственного пенсионного фонда которой размером $1,1 трлн. имеются ценные бумаги более 9 тысяч компаний из 70 государств. Также было бы полезным разрешить НПФ наращивать в активах долю инвалюты и золота в преддверии очередного экономического кризиса и таким образом страховать накопления своих клиентов от скачков курса рубля. Естественно, подобное расширение возможных направлений инвестиций НПФ возможно только при качественной работе надзорного блока Центробанка.

Полезным решением для отрасли НПФ будет и прошедший первое чтение законопроект, дающий право россиянам на получение негосударственной пенсии досрочно – женщинам с 55 лет, а мужчинам – с 60 лет.

Ближайшие 2-3 года покажут, смогут ли НПФ стабильно удерживать разносимый по счетам размер дохода выше, чем, например, ставки по депозитам в крупных и средних банках. А также сможет ли Центробанк наладить качественный надзор за уцелевшими НПФ. Важно и то, насколько предлагаемая нам новая конфигурация пенсионной системы будет стабильна. Без успешного сочетания всех этих факторов говорить о росте популярности негосударственного пенсионного обеспечения в России вряд ли возможно.

  • Владислав Лейбов
  • Finversia.ru

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »