Finversia-TV
×

Об опыте управления ликвидностью на примере Ленинградской области A A= A+

18.12.2024

Управление ликвидностью во многом строится на эффективном распределении потоков денежных средств. Ленинградская область – это один из примеров того, как на региональном уровне можно самостоятельно качественно заниматься таким распределением.

Несмотря на то, что существует механизм, который позволяет размещать свободные денежные средства централизованно, через Единый казначейский счет Федерального казначейства, получить максимум дополнительных бюджетных средств, согласно лучшим практикам, можно только в сочетании с инициативами региона по повышению эффективности управления денежными остатками.

Начиная с 2012 года, Ленинградская область размещает свободные остатки самостоятельно: сначала на депозитах, а с 2021 года Комитет финансов подключил новый механизм – репо. Только за 2023 год эффективное размещение денежных средств принесло бюджету дополнительные 775 млн. рублей. Полученный доход область потратила на развитие социальной инфраструктуры.

Цифровизация стала ключевым драйвером процесса эффективного управления ликвидностью. Ленинградская область последовательно повышает уровень цифровизации, в том числе используя депозитарную и клиринговую инфраструктуру, которой располагает Национальный расчетный депозитарий.            

Цифровые инфраструктурные решения позволили полностью автоматизировать все процессы, которые связаны как с размещением свободных остатков на депозиты, так и в операции репо. Цифровизация обеспечивает прозрачность операций для контролирующих органов и размещение денежных средств по наилучшим ставкам, при этом все процедуры, которые требуется провести после заключения договора с банком-заемщиком, ─ расчет ставок и сумм начисленных процентов, ─ проводит расчетная организация.

Депозитными операциями пользуется большинство финансовых органов для размещения временно свободных денежных средств. Некоторые регионы до сих пор собирают заявки по электронной почте, используется бумажный документооборот, а сотрудники муниципалитетов самостоятельно готовят платежные поручения. При размещении денежных средств на депозите, органы исполнительной власти, в том числе и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, несут ответственность за обеспечение возврата средств в соответствующие бюджеты. Поэтому «ручной» процесс формирования заявок имеет риски, связанные с неточным заполнением платёжных поручений или возможным невозвратом денежных средств. При этом есть надежный механизм, позволяющий автоматизировать данный процесс и снять риски за счет передачи расчетных функций клиринговой инфраструктуре. Поэтому важно переходить на проверенные цифровые решения.

Тщательный анализ сумм денежных средств на бюджетных счетах бюджета Ленинградской области, муниципалитетов, входящих в её состав, бюджетных и автономных учреждений позволил выстроить эффективную систему управления расходами бюджета с целью формирования максимальных остатков для размещения на финансовом рынке, а также увеличения доходов области с применением новых инструментов размещения свободных остатков. Выбор был сделан в пользу операций репо. Обеспеченные операции репо существенно надежнее банковских депозитов за счет защитных механизмов, гарантирующих возвратность денежных средств, и при этом позволяют расширить перечень заемщиков, часто ограниченный лимитами в рамках депозитных операций.

Для цифровизации процесса размещения временно свободных денежных средств была выбрана доверенная инфраструктура финансового рынка на базе Национального расчетного депозитария.

Использование цифровой платформы для операций репо позволило Ленинградской области существенно сократить издержки: услуги инфраструктуры финансового рынка для субъектов Российской Федерации бесплатны. Был решен вопрос со специалистами, которые могут сопровождать операции репо – все это было автоматизировано в рамках цифровой платформы. Отборами заявок на операции репо в Комитете финансов занимаются всего два человека, при этом работа Комитета была отмечена министерством финансов Российской Федерации. В 2021 году по результатам мониторинга качества управления региональными финансами Ленинградской области присвоена I степень качества управления региональными финансами.

  • Роман Марков
  • Finversia