Finversia-TV
×

С клиентами не расставайтесь: зачем банки создают краудлендинговые платформы? A A= A+

04.04.2019

Последовательное ужесточение банковского регулирования приводит к тому, что целые группы потенциальных заёмщиков всё чаще остаются без кредитов. Альтернатива – в краудлендинговых платформах, к созданию которых в последнее время стали подключаться банки. Зачем это банкам и их несостоявшимся клиентам?

Это может показаться странным, но развитие финансового рынка в последние годы в России происходит не благодаря, а вопреки регулированию. Так много лет назад стал бурно развиваться рынок микрофинансов – из-за того, что регулятор сделал кредитование высокорискованной категории клиентов слишком накладным для банков. К такой категории относятся, например, заёмщики с испорченной историей либо вовсе без оной, без постоянного заработка либо с недостаточными доходами и так далее. Требования регулятора по резервированию по кредитам таким клиентам оказались слишком высокими для банков, а вкупе с расходами на привлечение и обслуживание и вовсе поставили крест на категории как таковой.

Это же касается и такой проблемной категории, как малый и средний бизнес (МСБ), особенно стартапов. Но даже если бизнес существует не первый год, зачастую банкам слишком сложно оценить его платёжеспособность ввиду особенностей отчётности, невозможности получить независимый аудит по приемлемой цене и по многим другими причинам, в числе которых нюансы конкуренции в конкретной отрасли экономики, текущая макроэкономическая ситуация и так далее.

Отвергнутым банками клиентам из числа МСБ не остаётся ничего другого, как прибегать к фондированию в микрофинансовых компаниях, либо – как вариант – к фондированию через краудлендинговые платформы, которые получили бурное развитие в последние годы. Но что если и МФО, и такие платформы входят в одни и те же банковские холдинги или косвенно принадлежат банкам? Финансисты называют это регуляторным арбитражем.

В настоящее время крупные краудлендинговые площадки в России можно пересчитать по пальцам одной руки, но при этом один из старейших таких проектов был инициирован акционерами Альфа-Банка и называется он Альфа-Поток. Управляющие «Потоком» прямую связь с банком отрицают, хотя и признают, что в основе проекта был положен скоринг на основе базы заёмщиков банка из числа МСБ. Целевой аудиторией «Потока», как заявляют создатели, являются преимущественно торгово-сервисные предприятия, которые сталкиваются с кассовыми разрывами вследствие сезонности своего бизнеса или по другим причинам.

Другой проект – «Модульденьги» – связь с банком не отрицает, его создавали те же люди, что создали Модульбанк или, как они себя позиционируют, первый интернет-банк, который специализируется на обслуживании малого и среднего бизнеса. Специализация «Модульденег» – прямые инвестиции малому бизнесу, которые стали победителями в государственных тендерах.

Наконец, о грядущем приходе на этот рынок объявил Сбербанк – в начале года в банке сообщили, что уже до конца первого квартала будет запущена собственная платформа. А это значит, что платформа, в отличие от конкурентов, будет универсальной, а доступ к фондированию МСБ получат миллионы «рядовых» клиентов банка, поскольку, как было заявлено, инвестировать через платформу можно будет, имея всего 5 тысяч рублей. Сколько компаний из числа МСБ получат возможность получить инвестиции через такую платформу пока оценить сложно, но очевидно, что у многих из них появится шанс. В Сбербанке уже заявили, что планируют выступать соинвестором со своими клиентами во многих проектах, а это значит, что допускать к платформе будут далеко не всех, а, если можно так сказать, избранных или лучших из тех, кому отказал в кредите банк. Целью платформы, с одной стороны, является обеспечение приемлемого уровня риска (дефолта) потенциальных заёмщиков для того, чтобы привлечь инвесторов. С другой стороны, платформе придётся предложить инвесторам приемлемый же уровень доходности – например в сравнении с классическим депозитом.

Один из ключевых трендов развития современных банков – это создание вокруг себя экосистем. Это когда внутри одной большой платформы клиенты могли бы получать доступ к разным продуктам и услугам. Что касается финансов, то речь идёт о разном формате фондирования для разных же групп заёмщиков-предпринимателей: кому в банк, кому – в МФО, а кому – в краудлендинг. И, соответственно, речь идёт о разном же формате инвестирования для другой категории клиентов, в частности, для физических лиц. В такой экосистеме бизнесмены, получившие отказ в классическом банковском обслуживании, не уходят «в никуда», а имеют возможность попытать счастья на альтернативных площадках. Классические же вкладчики могут попробовать себя в роли инвесторов на фондовом рынке или же стать инвесторами на краудлендинговой платформе. При этом все участники системы оказываются в выигрыше, и нет риска перекосов одной части системы в ущерб другой. Напротив, в рамках экосистемы у любого её участника появляется свобода в выборе приемлемого уровня риска и доходности в зависимости от сроков инвестирования (привлечения фондирования) того или иного размера капитала, а также регуляторных допущений (например, квалифицированные и неквалифицированные инвесторы). В выигрыше остаётся банк или, в данном случае, оператор экосистемы: вместо прежнего заработка на процентной марже, оператор получает комиссионный доход плюс доход от соинвестирования. А то и всё вместе.

  • Константин Воробьев
  • Finversia.ru

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »