Finversia-TV
×

Скованные одной цепью A A= A+

07.07.2015

Ян АРТ

Главный редактор агентства Bankir.Ru

 

Что делают с банками — то делают с малым бизнесом.

 

Отличительная черта нынешнего кризиса — почти не говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Обычно эта тема звучит всегда — вечный рефрен российской власти. И в 1992 году звучала: мол, пока стихийно, мы будем способствовать. И в 1998-м: мол, ничего, что всё рухнуло и счета в банках испарились, — восстановим. И потом, когда затевали реформу в 2000-м. И даже когда высокая нефть покрывала все мыслимые и немыслимые потребности власти — вспоминали, что «будем поддерживать».

Тема поддержки малого бизнеса — обязательный элемент любой речи: от президентского послания парламенту до мэрских выступлений в любом городе. Так принято. О пенсионерах. О врачах-учителях. О «креативном классе». И о малом и среднем бизнесе.

Мы его государственно поддерживаем четверть века.

А он всё на ногах не стоит.

Самое смешное, что и сейчас… Мол, будем поддерживать. Даже уже начали: вот сколько-то миллиардов выделили крупным производственным комплексам, ещё сколько-то — крупнейшим банкам. Ещё достраиваем стадионы к чемпионату мира. И ещё решили дотировать авиакомпаниям рейсы из регионов России в Крым — момент требует. А вот как только со всем этим разберёмся — сразу поддержим.

Вопрос в том, что российский малый и средний бизнес в поддержке как таковой не нуждается. Он нуждается, пожалуй, всего лишь в двух вещах.

Первая — неизменность правил игры. Налоги на зарплату — на десятилетия одни и те же. Либеральные, жёсткие — лишь бы одни и те же. Требования к общепиту — одни и те же. В бетоне. В мраморе. Выходные дни — одни и те же. На века. Без игрищ в «каникулы», то майские, то рождественские. И косвенные «налоги» — одни и те же. Плата за парковку, установленная в Москве и некоторых крупных городах России, — это косвенный «налог» именно на малый и средний бизнес. У крупного — подземные гаражи, охраняемые стоянки или оплата парковки за счёт бюджета. СМС-ки об уплате, чертыхаясь, отправляют именно предприниматели и их работники. Всевозможные тендеры — попроще. Это враньё, будто тендеры равны и открыты для всех. На самом деле ни один малый бизнес не может себе позволить держать специально обученного человека, чтобы разбираться в хитросплетениях всевозможных конкурсов и готовить килограммы документации для участия в них. А если поднаторел и всё же держит — значит, вбивает цену этого человека в стоимость работ. То есть платит бюджет, налогоплательщик. И никаких «редизайнов». Все эти сносы киосков, потому что «мы тут по единому стандарту красиво сделаем», — это лукавство. Сначала делайте новые. Потом — сносите старые. Только так, а не наоборот.

Вторая — банки. Это только кажется, будто малый бизнес и банки — по разные стороны ограды. Одни — маленькие, другие — большие. Одни работают и отчаянно нуждаются в средствах, другие наживаются на огромных кредитных ставках. На самом деле банки и малый бизнес — в одной лодке. Более чем кто бы то ни был. У малого бизнеса, кроме собственных средств и банков, нет никакого ресурса. Он не пойдёт в губернаторский дворец или Белый дом за дотациями, «докапитализациями», субсидиями. Его попросту не пустят. Максимум куда пустят — на пиар-встречу, где его одобрительно похлопают по плечу. Мол, давай-давай. Если понравитесь — включат в комиссию. По поддержке и развитию. Будете там трепетать.
Кризис банковской системы — это кризис малого бизнеса.

Закрытие банка — это дефолт счетов малого бизнеса.

Ключевая ставка — это цена денег для банков и для малого бизнеса, и более ни для кого (остальные получат дёшево или просто так).

Жёсткие требования по кредитным рискам — это требования для малого бизнеса, который теряет доступ к кредитам без залога.

Решая вопрос с банками и определяя денежно-кредитную политику — определяют судьбу малого и среднего бизнеса. Судьбу крупного — определяют, решая вопрос с бюджетом.

Можно видеть в этом «заговор». Можно — совпадение. Можно — экономическую закономерность. Но невозможно сделать вид, что это не так…

 

            * * *   

Впрочем, теперь есть и третья вещь, определяющая судьбу бизнеса. По данным статистики, россияне стали реже стричься, мыть машины, ходить в фитнес-залы и пользоваться химчисткой. Но это уже — совсем другая история.