Finversia-TV
×

Специальные экономические меры: нюансы A A= A+

20.04.2024

Теперь зачеты требований с недружественными лицами допустимы только с разрешения регулятора.

С конца февраля 2022 года США, государства-члены Европейского Союза и некоторые другие государства ввели в отношении России различные экономические санкции. В ответ на такие действия Россия пошла по пути введения контрсанкций, что повлекло за собой развитие российского законодательства о специальных экономических мерах.

Базовым законом в этой сфере является федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее – закон о спецмерах), который носит рамочный характер, поскольку конкретные меры в текущей ситуации устанавливаются преимущественно указами президента России (их уже насчитывается более 30, начиная с февраля 2022 года), постановлениями правительства России и иными актами.

В законе о спецмерах указано, что специальные экономические меры носят временный характер, к таким мерам относятся запрет на совершение действий в отношении блокируемых лиц и (или) возложение обязанности совершения указанных действий, а также ограничения, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.

Характер специальных экономических мер

В текущих экономических реалиях (по состоянию на апрель 2024 года) специальные экономические меры, действующие на территории России, заключаются преимущественно:

  • во введении ограничений или запретов на совершение и исполнение сделок с недружественными лицами (например, путем необходимости получения согласия / разрешения президента России, Банка России, министерства финансов РФ или Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации);
  • в необходимости совершения операций с недружественными лицами через специальные банковские счета (при этом установлены значительные ограничения в распоряжении денежными средствами с таких счетов).

Одним из первых нормативно-правовых актов в рамках законодательства о специальных экономических мерах является Указ президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – указ № 95). В этой статье мы подробно рассмотрим его толкование Банком России.

Специфика сделок

Какие сделки с недружественными лицами требуют исполнения через специальный счет типа «С»?

Указ № 95 предусматривает особенности исполнения резидентами обязательств по кредитам, займам и финансовым инструментам перед недружественными лицами (т.е. резиденты являются должниками по соответствующим обязательствам).

Под «недружественными лицами» понимаются иностранные лица, связанные с иностранными недружественными государствами (перечень которых утвержден распоряжением правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р), но с некоторыми исключениями, и лица, находящиеся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места своей регистрации (за исключением зарегистрированных в РФ) или места преимущественного ведения хозяйственной деятельности.

Особый порядок заключается в том, что исполнение указанных обязательств осуществляется путем зачисления денежных средств на специальный рублевый счет типа «С», если обязательство исполняется в размере, превышающем 10 млн руб. в календарный месяц, или эквивалент в иностранной валюте по официальному курсу Банка России на 1-е число каждого месяца.

Без зачисления на счет типа «С» исполнение обязательств (свыше 10 млн.руб.) осуществляется:

  • на основании разрешений, выдаваемых Банком России – в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций;
  • на основании разрешений, выдаваемых министерством финансов РФ по согласованию с Банком России – в отношении других должников.

Впоследствии особый порядок, закрепленный в Указе № 95, был установлен для исполнения некоторых других обязательств (операций), в том числе:

  • выплата прибыли в обществах с ограниченной ответственностью (далее – ООО), хозяйственных товариществах, производственных кооперативах, являющихся резидентами, в пользу их участников – недружественных лиц (Указ президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – Указ № 254));
  • выплата резидентами денежных средств недружественным лицам в связи с уменьшением уставных капиталов юридических лиц – резидентов (Указ президента РФ от 15.10.2022 № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)» (далее – Указ № 737));
  • выплата резидентами денежных средств недружественным лицам в связи с ликвидацией юридических лиц – резидентов (Указ № 737);
  • выплата резидентами денежных средств недружественным лицам в рамках проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве юридических лиц – резидентов (Указ № 737).

Какие сделки фактически совершались, несмотря на наличие указов президента о специальных экономических мерах, без получения разрешений?

С момента вступления в силу Указов № 95, 254, 737 о специальных экономических мерах – у компаний-резидентов возникали вопросы о возможности прекращения обязательств перед недружественными лицами «неденежными способами».

В августе 2023 года Банк России направил письмо от 31.08.2023 № 08-12-4/8271, где было указано, что поскольку у исполнения обязательств и зачета встречного требования единые правовые последствия, то для прекращения обязательств способом, отличным от исполнения обязательств, необходимо получение разрешения Банка России или минфина России.

Однако строгого и прямого запрета, закрепленного в каком-либо нормативном акте или официальном разъяснении Банка России, не было. Это привело к тому, что резиденты продолжали «исполнять» обязательства перед недружественными лицами путем зачета, а уполномоченные банки – допускать совершение таких операций.

Что изменило новое разъяснение Банка России

Ситуация кардинально изменилась в марте 2024 года, поскольку Банком России были выпущены разъяснения от 22.03.2024 № 1-ОР (далее – разъяснения ЦБ). Напомним, именно Банк России вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения упомянутых указов.

В разъяснениях ЦБ указано, что теперь резиденту разрешается совершать сделки с недружественным лицом, в результате которых обязательство резидента перед недружественным лицом прекращается без зачисления причитающегося исполнения на счет типа «С», но при этом резидент осуществляет иное предоставление, только при наличии разрешения Банка России или министерства финансов РФ (в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций – на основании разрешений, выдаваемых Банка России. В отношении других должников – на основании разрешений, выдаваемых министерством финансов по согласованию с Банком России). К таким сделкам Банк России относит, как минимум, прекращение встречных требований зачетом, предоставление отступного и исполнение обязательства, возникшего в рамках новации.

Итак, разъяснения ЦБ содержат консервативную позицию по вопросу совершения сделок резидентами с недружественными лицами, так как, по мнению Банка России, Указ № 95 касается не только ситуаций, когда происходит денежное исполнение, но и когда происходит «неденежное исполнение» (прекращение) обязательства зачетом, отступным или исполнением обязательства из новации.

Прекращение обязательства резидента перед недружественным лицом в иных случаях допускается без получения разрешения Банка России или министерства финансов РФ, предусмотренных п. 11 Указа № 95.

Хотя в разъяснениях ЦБ прямо не говорится об Указах № 254, 737 и иных указах, можно предположить, что эти разъяснения также охватывают проведение зачетов, предоставление отступного и прекращение обязательств новацией в отношении обязательств, упомянутых, как минимум, в Указах № 254 и 737 (поскольку в самих указах закреплено, что порядок совершения операций регулируется Указом № 95).

Поэтому, например, для зачета распределенной прибыли ООО, если таковая распределена в пользу участника ООО – недружественного лица, против встречного требования резидента вероятно потребуется получать разрешение Банка России или министерства финансов РФ.

Таким образом, разъяснения ЦБ расширяют круг сделок резидентов с недружественными лицами, для совершения которых требуется разрешение Банка России или министерства финансов РФ, что свидетельствует об усилении контроля за сделками с недружественными лицами. Полагаем, что тренд на дальнейшее усиление такого контроля будет сохраняться, в т.ч. путем введения иных специальных экономических мер.

  • Анастасия Гусева
  • Finversia

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »