Finversia-TV
×

Центробанки: зачем созданы, что делают и нужны ли вообще A A= A+

30.06.2019

Институт центробанков вызывает все чаще сомнения – нужен ли он.

Центральный банк (англ. central bank) – организация, отвечающая за денежно-кредитную политику и обеспечение работы платежной системы, а также в ряде случаев за регулирование и надзор в финансовом секторе в национальной экономике или группе стран. Центральный банк является одной из форм денежных властей.

Институционального определения центрального банка не существует, все определения являются функциональными, то есть описывающими центральный банк через выполняемые им функции.

Новый Палгрейв: словарь по экономике: институт, управляющий денежной эмиссией, количеством денег и кредитом в целях денежно-кредитной политики; выступающий банкиром для правительства и банкиром для коммерческих банков, включая кредитование последней инстанции; управляющий международными резервами страны.

Словарь банковского дела и финансов (Лондон): главный контролируемый правительством банк в стране, который управляет финансовыми делами страны, устанавливая основные процентные ставки, эмитируя деньги, надзирая за коммерческими банками и стремясь управлять валютным курсом.

Лексикон редакции «Financial Times«: денежные власти и крупнейший регулирующий банк в стране, в чьи функции входит эмиссия и управление валютой страны, проведение денежно-кредитной политики и надзор за операциями на денежном рынке, управление золотовалютными резервами, выполнение роли кредитора последней инстанции для коммерческих банков и предоставление банковских услуг правительству.


Возникновение термина «центральный банк» относится к началу XIX столетия. Томас Джоплин (1790–1847) в работе «Эссе об общих принципах и текущей практике банковского дела в Англии и Шотландии» от 1828 года критикует монополистические позиции Банка Англии и ратует за учреждение новых акционерных банков кроме уже действовавшего Банка Англии. Выражение «центральный банк» Джоплин употребляет в отношении штаб-квартир многофилиальных банков.

На протяжении XIX столетия под центральными банками понимали банки, располагающиеся в крупных городах и имеющие отделения и филиалы за его пределами. В ряде случаев они имели слово «центральный» в фирменном наименовании. В 1834 году в Шотландии был создан Central Bank of Scotland, в 1836 году – Central Bank of Liverpool, в 1891 году – Central Bank of London. Эта практика вышла за пределы Великобритании и прижилась в колониях. В Канаде до обретения политической независимости от Британской империи были учреждены Central Bank of New Brunswick (1834) и Central Bank of Canada (1836). Таким образом, исходное выражение «центральный банк» описывало крупный городской банк, работающий за пределами родного региона. Только во второй половине XIX столетия выражение находит применение для описания деятельности Банка Англии как «центрального банка депозита». Мода на названия проникла и в Российскую империю. В 1873 году Петербурге был создан «Центральный банк русского поземельного кредита», в Москве планировалось открытие «Московского центрального банка для учреждений мелкого кредита».

С учётом обретения монополии на денежную эмиссию, закреплённую за одним из городских банков, он становился единственным центральным эмиссионным банком на внутреннем рынке. Таким образом, первые центральные банки вышли за предел столиц: Банк Англии расширил обращение своих банкнот за пределы Лондона, а Банк Франции – за пределы Парижа. Единственное их отличие от других банков заключалось в праве выпуска банкнот. Остальные операции, включая прием вкладов, учёт векселей, выдача кредитов и т. д., ничем не отличались.

 

Конечная или первичная цель деятельности центрального банка должна определяться таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать общественным интересам. На практике различаются несколько первичных целей центрального банка:

  • ценовая стабильность,
  • содействие сбалансированному экономическому росту,
  • сохранение устойчивого валютного курса,
  • финансовая стабильность.

Конечную цель или цели центрального банка указывают в законе о центральном банке или конституции. Они становятся достоянием гласности и их разъясняют общественности. Как следствие, цели пересматриваются редко, законодательстве о центральном банке в части его целей может оставаться неизменным в течение десятилетий.


К базовым функциям центрального банка относятся:

  • денежная эмиссия;
  • проведение денежно-кредитной политики, включая управление денежным и кредитным предложением, а также политику валютного курса;
  • управление международными резервами;
  • выполнение функции кредитора последней инстанции (рефинансирование финансового сектора);
  • проведение платежей и управление платежной системой;
  • казначейское обслуживание правительства, включая проведение его платежей, прием депозитов и в некоторых случаях – кредитование в форме овердрафта, предоставления аванса и покупок государственных долговых ценных бумаг;
  • проведение операций с МВФ.


В большинстве стран центральные банки представлены отдельно идентифицируемыми институциональными единицами, имеющими различные организационно-правовые формы. Чаще всего они представлены юридическими лицами, имеющими особый правовой статус, определённый специальным законом о центральном банке.


Ключевым вопросом в деятельности центрального банка является его независимость от исполнительной власти, от правительства. Независимость означает, что центральный банк может проводить политику без прямого вмешательства со стороны других лиц. В экономической литературе выделяют несколько видов независимости центрального банка. Стэнли Фишер в период работы в МВФ описал две формы независимости. Первая – независимость цели, которая предполагает наличие у денежных властей цели, отличной от цели фискальных властей. Вторая – независимость инструмента, что означает, что денежные власти должны располагать независимыми (собственными) инструментами для достижения своей цели.


Итальянский экономист Витторио Грилли, – министр экономики и финансов Италии в 2012–2013 годах, – с соавторами предложил два вида независимости центрального банка: экономическую и политическую. Под экономической независимостью понимается возможность использования центральным банком имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. То есть центральный банк наделён определёнными полномочиями самостоятельного выбора экономических мер достижения своих целей. Под политической независимостью понимается самостоятельность центрального банка во взаимоотношениях с правительством при назначении руководства банка и при разработке и проведении денежно-кредитной политики.


К факторам, влияющим на независимость центральных банков, относят:

  • участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  • процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей, функций и задач центрального банка;
  • право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком;
  • взаимоотношения между центральным банком страны и правительством.


В зависимости от юрисдикции центральный банк может иметь несколько видов наименований, среди наиболее распространенных – «центральный банк», «резервный банк» или «национальный банк».


В ряде случаев макроэкономические мотивы создания и функционирования центрального банка отсутствуют. Прежде всего, это касается карликовых государств. По сравнению с открытой экономикой сверхмалые открытые экономики сталкиваются с существенными ограничениями, которые накладываются на денежно-кредитную политику. К ним относится отсутствие политического суверенитета, местных банков, рынка ценных бумаг и экспортного сектора кроме туристических услуг. В результате центральный банк оказывается не в состоянии проводить эффективную политику в сравнении с возможностями, которые предусматривает традиционная модель открытой экономики. Ввиду «врожденной» слабой эффективности центрального банка сверхмалые открытые экономики могут выбрать одну из альтернативных форм режима денежно-кредитной политики:

  • валютный совет (валютное правление), который может принимать организационно-правовую форму центрального банка, при этом не являясь денежными властями с дискреционной политикой,
  • официальная долларизация или использование иностранных денег в качестве законного платежного средства,
  • присоединение к валютному союзу, то есть отказ от национальной валюты в пользу общей денежной единицы валютного союза.


В сверхмалых открытых экономиках функции центрального банка, прежде всего, денежная эмиссия, могут быть переданы министерству финансов (например, на островах Гернси, Джерси, Мэн или острове Святой Елены) или государственному банку (Бутан до 1982 года).


Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня. Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России считает себя правопреемником Государственного банка СССР, основными целями деятельности которого являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля, развитие и укрепление банковского сектора, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России официально является центральным банком Российской Федерации только с 2002 года. Как юридическое лицо Банк России зарегистрирован 2 декабря 1990 года (ИНН 7702235133) и имеет присвоенный основной государственный регистрационный номер (ОГРН) № 1037700013020 от 10 января 2003 года.


Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля (его покупательной способности; тем не менее о курсе по отношению к инвалютам никакой специальной задачи не ставится);
  • развитие и укрепление банковской системы России;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы;
  • развитие финансового рынка России;
  • обеспечение стабильности финансового рынка России.

Специально оговорено, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.


Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля, независимо от других органов государственной власти (часть 2).

Эти функции, как указал Конституционный суд Российской Федерации, «по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения». Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в установленном порядке. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

На подчинённый системе органов государственной власти статус Центробанка указывает его обязанность перечислять в федеральный бюджет значительную часть прибыли по итогам каждого года. Причём доля перечисляемой прибыли в последние годы постоянно растёт.

Согласно статье 26 закона «О Центральном банке Российской Федерации» по итогам года Банк России обязан перечислять в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им прибыли, остающейся после уплаты установленных налогов и сборов. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения. В ноябре 2015 года был подписан закон, предусматривающий перечисление Банком России в 2016 году уже 90 % прибыли в федеральный бюджет.


Нужен ли скрипач?

В последнее время многие вольно или невольно задаются вопросом – а нужен ли вообще центробанк? Не ликвидировать Банк России?

Несколько моментов в качестве иллюстрации к этой «крамольной» идее.

Исключительное право на осуществление денежной эмиссии передать министерству финансов России. Кто формирует и наполняет бюджет, тот справится и с денежной эмиссией. Такие варианты в мировой практике имеются.

Защита и обеспечение устойчивости рубля, независимо от других органов государственной власти, нужна только импортерам, экспортерам устойчивость рубля не нужна. Чем ниже упадет, тем выше прибыль. Пусть импортеры сами заботятся об устойчивости рубля, чтобы продавать здесь свои товары и услуги. Макроэкономическая стабильность, как и ее поддержание – это не актуальная задача сегодня. В стране, где нищее и бедное озлобленное население, где зреет смута, хаос и революция, финансовая стабильность интересна 10-20 доцентам для написания диссертаций.

Развитие и укрепление банковской системы России – тупиковая ветка развития и неактуальное направление деятельности. Есть банки государственные, есть дочерние иностранные банки, 10-15 банков хватит, чтобы предоставить услуги всем предприятиям и населению.

Обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы – это забота участников рынка, но можно передать в ведение министерства связи.

Развитие финансового рынка России. Финансовый рынок всегда развивает себя сам, есть Госдума и Совет Федерации, которые принимают законы. Есть участники рынка, и есть бедное и нищее население РФ (90%), которое не может себе позволить покупать акции и облигации. Сначала надо решить проблему бедности, а уже потом что-то развивать. В целях борьбы с бедностью – выплатить все золотовалютные резервы ЦБ РФ в равных долях населению (исключая из расчетов чиновников и список бизнесменов и ТОПов из «Форбс», примерно 3-5 млн. человек).

Обеспечение стабильности финансового рынка России – этим может заняться ФАС, МВД, ФСБ, СК, Генеральная прокуратура.

  • Олег Старовойтов
  • Finversia.ru