Тучи сгущаются над Facebook A− A= A+
Обзор акций Facebook . Отчёты прошлой недели – FedEx.
Многие из нас вспомнят фильм, где рассказывается о студенте Гарварда, который создал сервис для поиска и встреч с девушками, а после основал гигантскую IT-компанию. Этот фильм называется «Социальная сеть», где рассказывается о создании компании Facebook. Но, как оказалось, киноверсия далека от правды.
Во время учёбы у Марка Цукерберга уже была девушка, которая после стала его супругой. Но, что фильм точно передал, так это увлечённость Цукерберга программированием. И уже в те годы он был помешан на интернете и на всём, что с ним связано.
В то время главной IT компаний в мире был Google, который использовали для поиска новостей и информации, а Википедия была ресурсом, где можно было найти автобиографию, историю, и всё было похоже на досье. Для Марка этого было недостаточно. Ему не хватало сервиса, который позволял бы узнать других людей. Это желание и стало тем драйвером, который подтолкнул гарвардского студента к созданию всем известной социальной сети.
Основным отличием Facebook от существующих на тот момент соцсетей стала именно возможность контакта. Молодой Цукерберг создал место, где люди могли спокойно обмениваться информацией друг о друге.
До сентября 2005 года сайт был закрытым, и пользоваться им могли только студенты. В 2006 году доступ в сеть сначала получило профессиональное сообщество, а после регистрация стала свободной для всех.
В 2006 году основатель соцсети почти продал Facebook Yahoo за 1 млрд долларов. Но неожиданно показатели Yahoo ухудшились, и Марк Цукерберг оставил компанию у себя.
В 2008 году Facebook заговорил на многих языках. В этом же году соцсеть становится мощным инструментом для политических движений. Так, эту социальную площадку активно использовали на президентских выборах в США.
В 2011 году создаётся Messenger, а в 2012 был куплен Instagram. Так же в 2012 году социальная сеть Facebook становится публичной компанией.
В феврале 2014 года Фэйсбук приобретает WhatsApp, а в марте Oculus VR. В 2018 году число пользователей компании перевалило за два миллиарда.
В 2019 компания решила создать свою криптовалюту под названием Libra. Эта корпорация с первых дней на бирже не выплачивает дивидендов держателям своих акций. Основная масса прибыли идёт на покупку других компаний и на развитие бизнеса в интернете.
Бойкот Facebook
Компания зарабатывает на продаже рекламных объявлений маркетологами. Объявления позволяют маркетологам выходить на группы людей, заинтересованных в их продукции или сервисах. От Facebook маркетологи получают данные возраста, местоположения, интересов и поведения. Приобретённые объявления появляются на всех площадках компании: в Facebook, Инстаграм и Messenger.
За последние годы доходы компании увеличились в разы благодаря грамотным продажам рекламных мест. С одной стороны, реклама для компании стала «Рогом изобилия», который пополняет банковские счета, а с другой стороны, это её «Ахиллесова пята».
Так, последние недели против Facebook развернулась целая кампания. Крупнейшие бренды мира, такие как Ford, Adidas, Coca-Cola, Honda, Starbucks, Reebok, Microsoft и многие другие объявили IT-корпорации бойкот, и отказались от рекламы на её площадках.
Многие из упомянутых компаний считают, что Facebook не ограничивает на своих страницах распространение дезинформации и расистских высказываний. Правозащитники внесли Facebook в «чёрный список», утверждая, что FB позволяет распространяться расистскому контенту, а ещё в Facebook подстрекают к насилию против борющихся за расовую справедливость в США.
Сможет ли этот бойкот нанести вред Facebook?
В I квартале 2020 IT-компания получила от продажи рекламы больше 17 $ млрд. Одной из сильных сторон FB является её диверсифицированный поток доходов, то есть, компания находится в слабой зависимости от одной группы рекламодателей. Так, потеря крупных компаний может лишь затронуть имидж Facebook, но вряд ли повлияет на её доход.
Сейчас мы раскроем те моменты, которые помогут Цукербергу устоять на ногах во время этой бури.
Во-первых, Facebook входит в группу FAANG (сюда входят 5 самых известных и крупнейших хай-тек-компаний США, поднимающих весь сектор). Последние лет пять складывается впечатление, что входящие в FAANG компании растут при любых обстоятельствах. И Facebook тому подтверждение: акции остаются у максимумов даже вопреки истории с бойкотом.
Во-вторых, компания продаёт рекламу посредством автоматизированных аукционов. То есть выигрывает рекламное место тот, чьё предложение лучше. Такой подход делает IT-компанию резистентной к потере каких-либо клиентов, поскольку на место одних рекламодателей всегда придут другие.
В-третьих, основная часть коммерческих клиентов компании — это малый и средний бизнес, именно от них поступает основная часть прибыли в закрома Facebook. Бизнес этих компаний вплетён в структуру Facebook. Есть организации, использующие инструменты электронной коммерции соцсети. Эти компании полагаются на прямые контакты с потребителями через FB. То есть отказаться от сотрудничества с Facebook для них равносильно самоубийству.
Как сообщила CNN, на долю крупнейших 100 брендов, которые размещают рекламу на площадках соцсети, приходится лишь 6% дохода Facebook, а остальная часть приходит от малой и средней коммерции.
И последний, четвёртый фактор – это время, которое на стороне соцсети. Даже отказавшиеся от рекламы на Facebook бренды сделали это временно, на один месяц, и после они возобновят сотрудничество с Марком Цукербергом.
Какие меры предпримет Facebook
23 июня акции Facebook достигли нового исторического максимума и поднялись к уровню 245.19 $ за бумагу. Однако, 26 числа актив попал под давление и растерял более 8% на фоне скандала, но позже за неделю компания отбила большую часть потерь. Акции Facebook вновь стали расти, после того как компания предложила встречу организаторам бойкота. Встреча запланирована на вторник, 7 июля, ожидается участие и главы компании Марка Цукерберга.
На встрече руководство Facebook постарается убедить участников бойкота в том, что соцсеть сделает всё, чтобы усилить контроль над публикациями.
Думаем, что Цукербергу удастся убедить компании, так как их демарш – это всего лишь веяние моды, когда в США, да и во всём мире, все, кто выступает против другого цвета кожи или сексуальной ориентации, становится врагом. К тому же часть рекламодателей и так хотела сократить расходы в условиях коронакризиса, и, возможно, они скрыли истинные причины снижения заказов на рекламу, присоединившись к бойкоту, чтобы сохранить лицо. Другие же воспользовались акцией протестов в качестве бесплатной рекламы собственных брендов, привлекая внимание сознательных покупателей. Большинство брендов объявили бойкот только на июнь, что оставляет Facebook пространство для манёвра.
Расширение рекламного бизнеса Facebook
Соцсеть запускает новый сервис – Facebook Shops, который предназначен для малого бизнеса. Facebook Shops – это платформа для продаж в сервисах Facebook. Запуск сервиса запланирован на лето.
Функционал Facebook Shops позволит компаниям продавцам создавать виртуальные витрины и оформлять на своё усмотрение интерфейс своих интернет-магазинов. Общение с клиентами будет осуществляться через WhatsApp, Messenger или Instagram Direct.
Клиенты будут оформлять заказы не только через соцсеть, но и на сайте продавца, куда они смогут перейти по ссылке. В планах Facebook реализовать и функцию покупок через мессенджеры.
Теперь коммерческие агенты смогут быстро и просто осуществлять продажи, и стимулировать своих клиентов чаще делать спонтанные покупки. Этот сервис должен повысить конверсию от сервисов соцсети, что в результате увеличит число рекламодателей и продавцов компании.
Что делать инвестору
Бойкот рекламодателей и рецессия, вызванная пандемией коронавируса, подорвали малый бизнес. Эти факторы могут вызвать рост отрицательного давления на финансовые результаты Facebook.
Аналитики считают, что во II квартале выручка хай-тек-компании покажет рост не более чем на 1%, а в III квартале показатель поднимется лишь на 7%. Обычно темпы роста FB показывали подъём до 20% за квартал.
По мнению экспертов, Facebook Shops – это спасательный круг для соцсети. Благодаря этой платформе Facebook со временем увеличит свои рекламные доходы.
Аналитики BofA Global Research подсчитали, что на каждые 10% роста активности онлайн-покупателей Цукерберг будет получать дополнительный доход в размере 1.5 млрд долл. США.
Если говорить о рекомендациях инвесторам, то сейчас входить в рынок нежелательно. Пока кризис с бойкотом не миновал, а мировая рецессия набирает рост, акции компании не смогут показать стабильный рост в текущем квартале.
Против покупок играет и технический фактор. С весны бумаги Facebook выросли на 70%, и этот актив выглядит довольно перегретым на данный момент. Лучше всего дождаться снижения котировок соцсети в районе 200–190$ за акцию. Если до конца квартала на рынке не появятся новые панические распродажи, тогда среднесрочной целью покупателей выступит отметка 280 $.
Прогнозы прошлой недели – FedEx
На прошедшей неделе о своих достижениях за IV квартал отчиталась компания FedEx. В непростых условиях коронакризиса логистическая компания сократила чистый убыток в 5.9 раза – до 333 млн долл. США, или 1.27 $ за одну бумагу. Напомним, что за этот же отчётный период год назад чистый убыток составил 1.96 млрд долл. США, или 7.55 $ на акцию. Прибыль FedEx снизилась до 2.52 $ с 5.03 $ на акцию. Показатель выручки уменьшился в среднем на 2% и вышел на уровне 17.3 млрд долл. США, а год назад показатель оказался в районе 17.7 млрд долл. США.
Отметим, что эксперты ожидали прибыль на уровне 1.57 $ за одну акцию при выручке в 16.3 млрд долл. США. Этому показателю помогла эпидемия коронавируса, из-за которой в мире увеличились онлайн-покупки, и услуги FedEx стали более востребованными.
Сразу после выхода отчёта акции компании взлетели к новым максимумам. Актив пробил уровень 140 $ и, пролетев ряд уровней, открылся в районе 156 $, а после подрос к отметке 163.50 $, а после снизился к значению 155 $.
Полагаем, что сейчас бумаги этой компании нацелены на закрытие гэпа. Сейчас цель продавцов – уровень 150 $, а после – область 140 $, в районе которой ждём разворота и новую волну роста к уровню 165 $.