В новый год - без новой машины? A− A= A+
Автопром и автокредитование ждут непростые времена.
Минпромторг с января 2020 года возобновил программы льготного автокредитования. Условия для заемщиков остались прежними – покупателям предоставляется скидка 10% от стоимости приобретаемого автомобиля. Она оформляется как оплата первоначального взноса по кредиту, а неполученный доход банкам компенсируется из федерального бюджета. Правда, денег на программу выделено пока всего лишь 5 млрд. рублей – в несколько раз меньше, чем в прошлые годы.
Напомню, что участвовать в льготных программах автокредитов могут россияне, покупающие свой первый автомобиль – программа «Первый автомобиль» или имеющие двух и более детей – программа «Семейный автомобиль». А так как стоимость приобретаемого автомобиля по этим программам не может превышать 1 млн. рублей, то большинство иномарок в них не участвует. Впрочем, у производителей иномарок тоже бывают привлекательные льготные программы продаж, например, кредит у дочернего банка автоконцерна.
Почему же государство упорно продолжает поддерживать дотациями программы льготных автокредитов? Ведь на первый взгляд российский авторынок чувствует себя неплохо.
На самом деле российский авторынок пережил за последние годы два мощнейших спада продаж - в 2008-2009 и 2013-2016 годах. Еще совсем недавно, в 2012 году, когда в России было продано рекордные 2,9 миллиона легковых автомашин, в ходу у экспертов были прогнозы о том, что российский авторынок вот-вот станет крупнейшим по объему продаж автомобилей в Европе.
Однако в последние 3 года объемы продаж стабилизировались на уровне почти вдвое меньшем – около 1,7 миллионов автомашин в год. А еще вчера полные оптимизма эксперты предпочитают не вспоминать о своих недавних оценках. Регулярные девальвации рубля и рост цены не только на импортные, но и на отечественные автомобили, а также затяжное снижение реальных доходов россиян поставили жирный крест на амбициозных планах автопроизводителей и автодилеров.
В 2017-2018 годах объемы продаж восстанавливались после падения и росли на 12% в год. Но уже в 2019 году по предварительным данным продажи сократились на 3%. При этом объем продаж в денежном выражении достиг 2,5 трлн. рублей, что выше показателей 2018 года на 5%. Объяснение простое – средняя цена проданных автомашин в 2019 году выросла на 8% из-за роста НДС и инфляции.
В 2019 году американский производитель Ford закрыл два из трех своих российских заводов. Наш авторынок покинул и концерн General Motors, выйдя из совместного предприятия с АвтоВАЗом. Однако есть и хорошие новости - заработали заводы по выпуску автомобилей марок Mercedes-Benz и Haval.
В январе 2020 года в очередной раз был повышен утилизационный сбор, что приведет к дальнейшему подорожанию большинства импортных автомашин. С учетом всех негативных факторов эксперты предрекают подорожание автомобилей в 2020 году в среднем на 5% и падение объемов продаж новых автомобилей на 7%-10%.
Важнейшим драйвером продаж автомашин в России уже много лет является банковское кредитование. В 2019 году в кредит приобреталась каждая вторая автомашина. Самые популярные приобретаемые в кредит марки автомобилей – Lada, Kia и Hyundai. Популярны также машины марок BMW, Renault, Nissan, Toyota, Volkswagen и Skoda.
Средняя сумма автокредита в 2019 году составила около 800 тыс. рублей, средний срок – 3-5 лет и более. Разброс процентных ставок по автокредитам сегодня от 3% годовых по совместным программам банков с автоконцернами до 14,5% годовых и даже выше по экспресс-программам с предоставлением минимума документов банку. Средняя ставка по кредитам на покупку новых автомашин в 1 полугодии 2019 года составила 13,3% годовых. А с учетом заданного Центробанком в 2019 году тренда на снижение ставок, уже в 1 квартале 2020 года ставки по автокредитам могут быть снижены на 0,5%-1,5% годовых.
Российский рынок автокредитования сегодня в значительной степени монополизирован крупнейшими банками – Сбербанком, ВТБ, группой Societe Generale, Юникредит Банком и Совкомбанком. Общая доля рынка автокредитов всех остальных банков не превышает 20%.
Если посмотреть статистику Центробанка по автокредитам, то мы увидим, что объем портфеля автокредитов стабильно рос последние годы. Прирост составил 15% в 2017 году, 15,4% - в 2018 году и 14% за 10 месяцев 2019 года. Однако с конца июля 2019 года рост объема портфеля замедляется.
При этом нужно учитывать, что рост объема портфеля Центробанк учитывает в рублях, а за последние 3 года средняя цена автомашины заметно возросла. Поэтому за 10 месяцев 2019 года число проданных в кредит автомобилей не выросло, а даже немного сократилось в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.
Кроме того, экспертов тревожит рост доли высокорискованных для банков автокредитов с нулевым или низким первоначальным взносом. Такие автокредиты приносят банкам максимальные убытки в случае дефолта заемщика.
Ряд банков ранее с целью завоевания доли рынка делал ставку на выдачу более дорогих экспресс автокредитов без оформления залога автомашины. Однако после вступления в силу в октябре 2019 года ограничений Центробанка, касающихся выдачи беззалоговых кредитов, эти программы, скорее всего, будут свернуты или значительно сокращены. Иначе банкам придется учитывать при выдаче показатель долговой нагрузки заемщика - отношение суммы среднемесячных платежей по всем действующим и предполагаемым к выдаче кредитам и займам заемщика к его среднемесячному доходу со сбором соответствующего пакета документов и возможным формированием повышенного резерва по ссудам.
Что же касается будущего развития российского автопрома, то ему традиционно угрожают замедление роста экономики страны, стагнация доходов большинства россиян и одновременный рост доли ежемесячных доходов, направляемых на выплаты по кредитам. Но есть и угрозы нового типа.
Все больше население России концентрируется в крупных городах-мегаполисах, в которых в часы пик личный автомобиль уже не может служить средством быстрого и комфортного перемещения из одной точки города в другую. Автомобильные пробки в крупнейших российских городах все длиннее, а горожане тратят все больше времени даже на относительно короткие поездки.
Одновременно в активную жизнь стремительно входит новое поколение молодых россиян, для которого автомобиль в личной собственности не настолько важен, как для россиян более старшего возраста. Развитие сервисов такси и каршеринга тоже делает владение личным автомобилем для многих молодых россиян уже не столь необходимым, как это было еще 10-15 лет назад.
И это еще не все возможные изменения. В ведущих западных странах все ближе к массовому внедрению сервисы беспилотных такси, которые эффективнее всего решают задачу индивидуального транспорта в современных мегаполисах. За рабочий день, когда личный автомобиль ждет владельца на стоянке у его офиса, беспилотное такси может совершить до 10 поездок с пассажирами.
На мой взгляд, Россия отстанет от мировых тенденций в автомобильном бизнесе не больше, чем на 5-10 лет. А, значит, российскому автопрому предстоит очередная серьезная трансформация, чтобы его продукция соответствовала требованиям нового времени.