Finversia-TV
×

В свой бизнес и обратно: поделом или по делам? A A= A+

10.06.2014

БаеваТатьяна БАЕВА

Редактор пресс-службы кадрового агентства «Юнити»

Согласно статистике, 83% высших руководителей задумываются об организации собственного бизнеса. В итоге многие из них пробуют силы в «свободном плавании». Если же по тем или иным причинам «топам» приходится вернуться к работе по найму, управленцы, которые имели своё дело, уверены в собственной востребованности. Только, вопреки ожиданиям, кадровый рынок принимает их более чем прохладно.

Что в своём деле хорошо, то в работе по найму смерть?

Как правило, все «топы», имеющие действующее предприятие или опыт его создания в прошлом, выдвигают схожие доводы, призванные подчеркнуть данную особенность в резюме.

Гуру, или «Наличие собственного бизнеса в портфолио — лучшее подтверждение моей компетенции»

Рассматривая претендента на топовую должность, имеющего в собственности действующее предприятие, руководитель, несомненно, учтёт, что для создания компании и выведения её на автономное функционирование кандидату потребовалось немало способностей, знаний и навыков. Однако у работодателя возникает вполне обоснованное опасение, что своё дело по-прежнему будет отнимать много времени и внимания. Как бы хорошо ни был налажен бизнес, регулярно будут появляться вопросы, требующие урегулирования.

Многие собственники уверены: добиться от соискателя с бизнесом в «анамнезе» стопроцентной отдачи в работе наёмным менеджером практически невозможно. Ведь одно из требований к кандидату — абсолютная заинтересованность в деятельности организации. «Нельзя быть профессиональным управленцем, не будучи лояльным к компании, — считает Константин ФИЛИППИШИН, генеральный директор управляющей компании «Экодолье». — Руководитель, независимо от того, есть ли у него какой-то процент акций возглавляемой им компании или нет, должен относиться к ней как к своему детищу, которое нельзя подвести. Например, я всегда воспринимал и старался решать проблемы компании как личные — максимально быстро и эффективно».

Как же лучше поступить претенденту, который «по совместительству» имеет собственное дело? «Необходимо максимально дистанцироваться от бизнеса — упомянуть его как семейный, вполне успешный, но не требующий принятия текущих управленческих решений, — советует Ирма БОЧОРИШВИЛИ, ведущий специалист по подбору персонала кадрового агентства «Юнити». — Судя по моей практике, к «топам», оформившим дело на супругов или родителей, претензий значительно меньше».

И всё-таки, прежде чем устраиваться на работу по найму, соискателю, имеющему действующее предприятие, следует крепко задуматься: сможет ли он поймать двух зайцев сразу?

Стреляный воробей, или «Я отдаю себе отчёт в том, что делаю. Попробовал себя в бизнесе, понял — не пошло и вернулся. Считаю такой опыт полезным»

В целом смена статуса — то есть переход с позиции «топа» в собственники — положительно влияет на развитие человека, но в жизни всё может пойти иначе, и дело прогорит. «Есть примеры, когда уход с руководящих позиций в своё дело не приводит к появлению успешного бизнеса, так как хороший управленец не всегда хороший инвестор», — утверждает Илья КИРИК, генеральный директор компании ShoppingLive.

Рекрутёры предостерегают: выставлять имевшееся дело как козырь — «понюхал пороха» — нелогично. После такого утверждения кандидат будет вынужден ответить на ряд уточняющих вопросов:

  • отрасль, в которой был бизнес;
  • как пришли к идее открыть своё дело;
  • каких целей и оборотов достигли;
  • почему закрыли или продали.

Хорошо, если соискателю есть чем похвастать — допустим, успешная компания была выгодно продана на волне подходящей экономической ситуации. И всё же такие ситуации — скорее исключение из правил, так что претенденту на топовую должность нужно свести к минимуму возможность разочарования будущего босса.

Если свой бизнес был закрыт, лучше о нём не упоминать вообще. Правда, если на собеседовании речь всё же зайдёт об «анамнезе» соискателя, скрывать и утаивать информацию тоже не стоит. В крупных компаниях прошлое каждого кандидата проверяет служба безопасности, обман раскроется. Так что, оказавшись в подобной ситуации, лучше всего сказать, что бизнесом владел не сам претендент на должность, а кто-то из его близких (даже если это не совсем так, допустимо немного скорректировать свою историю). Можно попробовать провести анализ, какие ошибки привели к закрытию бизнеса, о чём откровенно рассказать собственнику. В таком случае существует вероятность расположить к себе потенциального босса, вызвать его уважение и участие.

Моё слово, или «Я инициативный, умею принимать решения и нести за них полную ответственность»

Делать упор на свои лучшие деловые качества можно и нужно, только аккуратно. Если у претендента на вакансию есть опыт использования неограниченных полномочий, могут возникнуть сомнения в том, что сотрудничество будет комфортным. Сложностей в служебных отношениях опасаются многие собственники. «Есть стереотип, что кандидаты, которые уже работали на себя, в состоянии сами определять цели и способы их достижения, управляют своим временем и довольно тяжело входят в рамки и модели действий, «навязанные» компанией», — подтверждает Ирма БОЧОРИШВИЛИ.

Нивелировать страхи руководителя соискатель может только одним способом — показав, что он понимает и принимает необходимость перестройки и ни в коем случае не будет принимать важные решения за спиной владельца компании. Кроме того, «топу» стоит лишний раз подчеркнуть свою готовность чётко и без пререканий выполнять указания вышестоящего лица, а своё мнение о способах развития организации высказывать в совещательном порядке.

С другой стороны баррикад

Как видно, основные преимущества «топов», имеющих опыт ведения бизнеса, могут обернуться недостатками в глазах собственника. Кстати, равно как и претензии со стороны работодателя нередко опровергаются кандидатом на управленческий пост.

В поисках тихой гавани, или «Был удачный бизнес, но продан? Налицо профессиональное выгорание!»

Стоит признать, что у всех рано или поздно наступает возраст, когда хочется место поспокойнее, с небольшими, относительно предыдущей деятельности, рисками. Действительно, существует распространённое мнение, что после 45 лет у человека наступает некоторая психологическая или физическая усталость от работы. Например, нет готовности к частым и внезапным командировкам. Да и в целом сложно замотивировать команду, если сам топ-менеджер не «горит» на работе. Однако не стоит забывать, что свой бизнес — это график 24/7. После такого режима многие с удовольствием трудятся 10/5, и такой распорядок кажется настоящей «тихой гаванью». «Я недавно встречалась с человеком, который поругался с партнёром и вышел из дела. Мужчине около 50 лет, прекрасный специалист. Поднимать «с нуля» новый бизнес он не хочет, обосновывая тем, что в ближайшие пять–шесть лет придётся «лелеять» его без выходных с утра до ночи. При этом добавляет: было бы 30 лет – попробовал бы, — приводит пример Ирма БОЧОРИШВИЛИ. — Я считаю, что у такого кандидата в наёмные управленцы отличные шансы найти себе применение».

Александр РЕЗНИК,генеральный директор компании «Триал Маркет», уверен, что большинство компаний видит на топовой позиции опытного менеджера. «Я считаю, что оптимальный возраст для топ-менеджера (первого лица) 40–55 лет, а для топ-руководителя функционального направления 35–45 лет. Даже при выдающихся знаниях у управленца должны присутствовать такие навыки, как умение решать проблемы, общаться с подчинёнными и вышестоящими руководителями, проходить кризисные ситуации. Молодые управленцы ещё очень мало попадали в нестандартные ситуации, чтобы у них автоматически появлялась «управленческая интуиция». Топ-менеджер принимает решения. А качество решений обусловливается комплексом параметров. И часть параметров — это просто жизненный опыт», — замечает эксперт.

«Чем старше я становлюсь, тем большее значение при выборе нового места работы имеют развитие и рост компании, — делится опытом Константин ФИЛИППИШИН. — Мной во многом движет интерес, хочется достигать ощутимых результатов, делать большое и нужное дело, которое является социально значимым и приносит высокие доходы. И чем сложнее поставленная задача — тем лучше».

Ни швец ни жнец, или «За время управления собственным делом растерял компетенции «топа»

Сегодня владельцы предприятий требуют от управляющего диплом МВА, который является гарантом высокого уровня подготовки, а также навыки систематизации бизнеса. Вряд ли всё указанное можно сравнить с умениями, полученными при открытии стартапа.

С высокой долей вероятности работодателю придётся рассматривать, как на компетенцию того или иного кандидата повлияло развитие собственного дела. Впрочем, так же детально потребуется ознакомиться и с другими, не имевшими бизнеса соискателями: по разным причинам они могут не обладать нужными компании знаниями и навыками.

Кроме того, встречаются ситуации, когда профессиональный рост «на вольных хлебах» оказался куда активнее, чем в тёплом кресле. Это утверждение касается в основном фриланса. Профессионала, который только-только закрыл ряд глобальных проектов и захотел большей стабильности, обязательно оценят на кадровом рынке. «После увольнения с предыдущей работы у меня был период фриланса, который длился полтора года, — рассказывает свою историю Екатерина КОСТРОМИНА, генеральный директор юридической компании «НАФКО-Консультанты».—Я осуществляла сопровождение частных инвестиционных проектов в сфере недвижимости, доходов от которых мне хватало, и при этом нагрузка была значительно ниже, чем в офисе. Потом я получила приглашение на пост генерального директора и занимаю эту позицию уже пять лет».

Пригреть змею на груди, или «Слишком сильный менеджер. Вдруг он займёт моё место?»

Порой профессиональный багаж претендента на одну из высших управленческих позиций оказывается больше, чем у самого генерального директора, что становится причиной отказа в приёме на работу. Страх враждебного «рейдерского» захвата предприятия в глазах собственника велик. Своим взглядом на проблему делится Жан РАФАИЛОВ, учредитель и владелец корпорации «Евролига»:«Некоторые хозяева бизнеса опасаются ситуации, когда топ-менеджер оказывается на голову или полголовы выше них в понимании и умении ведения дел. Я считаю, что это неправильно. Мне приходилось оказываться в подобных ситуациях, я не видел в этом ничего зазорного, и благодаря таким специалистам я разгружал свой график, будучи уверенным в достижении результата. Я абсолютно спокойно шёл навстречу условиям таких кандидатов и уступал им право принятия решения по тем или иным рабочим моментам и стратегии ведения бизнеса в целом».

Излишне мнительному владельцу можно напомнить, что уровень всей организации складывается из уровней каждого игрока в команде, и чем отдельный человек на своём месте более компетентен, тем лучше для бизнеса. А ещё стоит порекомендовать — чётко поделить зоны ответственности и максимально загрузить управленца задачами высокой сложности. Тогда у него просто не останется времени и сил на ведение «подрывной деятельности» в отношении авторитета хозяина бизнеса. И уже спустя определённое время фаундер, оценив вклад «топа» в общее дело, может сам предложить долю в предприятии.