Finversia-TV
×

Золотые игры A A= A+

Олимпиада в Токио с пустыми трибунами бьет рекорды по убыткам организаторов и по низкому интересу телезрителей. Но будут ли следующие олимпийские игры успешнее?

Сегодня, 8 августа состоится торжественная церемония закрытия Олимпиады-2020 в Токио. Олимпийские игры в столице Японии войдут в историю как одни из самых проблемных – как по части интереса к играм жителей принимающей стороны и зрителей других стран, так и по части рекордных убытков от их проведения.

Конечно, жаль, что россияне так и не дождались на олимпиаде в Японии яркой игры нашей хоккейной сборной и замечательных выступлений наших фигуристок. Да-да, согласно недавнего опроса ВЦИОМ 5% россиян собирались смотреть на летней олимпиаде хоккей, а 8% – фигурное катание. При этом до начала игр 97% россиян не смогли назвать ни одного имени российского спортсмена, которые примут участие в олимпийских соревнованиях. А 22% россиян до начала соревнований вообще ничего не слышали об олимпиаде в Токио.

Несколько сухих фактов о проходящих соревнованиях. Первоначально игры планировалось провести летом 2020 года. Однако в связи с пандемией коронавируса Международный олимпийский комитет (МОК) перенес игры на 2021 год, сохранив официальный бренд «Токио-2020».

Соревнования проходят на 42 площадках Японии среди спортсменов из 205 стран. На трибуны будут допущены только жители Японии, и то за пределами столичного округа. В результате 724 из 750 состязаний пройдут при пустых трибунах.

По оценкам экспертов, олимпиада в Токио стала самой дорогой летней олимпиадой за всю современную историю проведения игр. В общей сложности затраты на олимпиаду превысили $26 млрд. при изначально заявленном бюджете в $7,4 млрд. Один только Национальный стадион – главная арена игр обошелся в $1,4 млрд. Всего же к играм было построено 8 новых крупных спортивных объектов общей стоимостью около $3 млрд.

Лишь небольшую часть этих денег удастся вернуть за счет взносов спонсоров игр и продажи прав на их трансляцию. Только на продаже билетов на соревнования организаторы игр потеряли $800 млн., а всего прямые доходы от туристов могли составить $3,5 млрд. И это без учета тех косвенных доходов, которые бы принесли туристы японскому бизнесу, от покупки сувениров и разнообразных товаров народных промыслов до дохода отелей и ресторанов. Ведь не секрет, что Япония – одна из самых любопытных для западного туриста стран, с оригинальной культурой, в которой сочетаются традиции старины и суперсовременные достижения технологий, с городами необычной архитектуры и живописной природой. И сильно пострадавший во время пандемии малый бизнес Японии до последнего рассчитывал хотя бы частично компенсировать свои потери за счет притока иностранных туристов.

Убытки понесут и сами спортсмены. Победителям многие страны выплачивают денежное вознаграждение от $7000 до $700 тыс.

Но у спортсменов нередко важную часть доходов составляют деньги от рекламных контрактов, которые с ними после громких побед на олимпиаде заключают крупные компании. В этот раз интерес к соревнованиям оказался ниже обычного, как из-за их проведения без зрителей, так и из-за проблем с пандемией. По опросам портала SuperJob, Олимпиада-2020 в Токио интересует в 1,5 раза меньше россиян, чем Олимпиада-2014 в Сочи. В Соединенных Штатах, медиарынок которых традиционно принимают за основу при оценке аудитории соревнований, трансляцию церемонии открытия олимпиады посмотрели 17 млн. человек. Это на 36% меньше, чем во время открытия игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году и самая небольшая аудитория подобных церемоний за последние 30 лет. Возможно, после первых побед наших спортсменов интерес к соревнованиям в России резко возрос. Но тенденция все равно заметна, и она не радует.

Что касается японцев, то по разным опросам от 60% до 80% жителей Японии выступали против проведения олимпиады в разгар пандемии. Основные причины такого отношения они не скрывают. Японцы опасаются, что проведение соревнований приведет к всплеску заболеваемости коронавирусом в стране. Соревнования проходят в основном без зрителей, что резко снижает к ним интерес местного населения Японии. Средства, затраченные на подготовку и проведение соревнований, многие японцы считают более целесообразным потратить на помощь тем бизнесам и гражданам Японии, которые пострадали за последние полтора года от коронавируса и от вводимых во время пандемии жестких ограничений на работу предприятий сферы развлечений, отдыха и туризма.

Отношение японцев к играм настолько негативное, что главы крупнейших японских компаний спонсоров игр – Toyota, Panasonic, NEC, Fujitsu, телекоммуникационного гиганта NTT, инвестбанка Nomura Holdings пытаются сделать свое спонсорство максимально незаметным для японцев, например, многие из них решили не появляться на церемонии открытия игр.

Можно, конечно, думать, что виной всех проблем Олимпиады-2020 в Токио стала пандемия коронавируса. Но скорее всего пандемия с ее жесткими ограничениями только выявила уже существующие тенденции в большом спорте и в олимпийском движении как его важной части. Например, падение интереса зрителей к играм частично можно объяснить многочисленными допинговыми скандалами с отъемом уже врученных медалей, которые показали неприглядную изнанку большого спорта.

Кроме того, как зрелище олимпиада проигрывает в битве за внимание зрителя многочисленным современным развлекательным сервисам, которые не были доступны в таком объеме еще 10-15 лет назад. Причем речь идет не только о самой молодой аудитории, но и о людях среднего возраста.

По рейтингам олимпийских соревнований падение интереса зрителей тоже хорошо заметно. Падение интереса к олимпиадам заметно еще и по тому, что города-конкуренты на проведение будущих игр выигрывают свое право со все менее жесткой конкуренцией. А страны, в которых пройдут ближайшие игры, уже сегодня анализируют пример игр в Японии и пытаются избежать хотя бы части допущенных при их организации ошибок. Заодно мечтая, чтобы злосчастная пандемия, нанесшая такой ущерб отрасли развлечений, закончилась как можно скорее.

Как повысить популярность олимпийских соревнований и таким образом уйти от гигантских убытков стран, принимающих игры? Думаю, именно над этим вопросом сейчас размышляют в Международном олимпийском комитете. Возможно, следует идти по пути не механического увеличения числа олимпийских видов спорта, а по пути максимальной концентрации интереса зрителей на самых популярных 10-15 из них. Использование современных средств коммуникации – интернет-сервисы, приложения для смартфонов и планшетов, соцсетей тоже наверняка можно и нужно расширить. Ну, и пандемия злосчастного китайского коронавируса, надеюсь, тоже не вечна. Заполненные азартными болельщиками трибуны помогут возродить интерес телезрителей к предстоящим олимпийским играм.

  • Владислав Лейбов
  • Finversia.ru

Finversia-TV

Горячая цифра

Фотоотчеты