АОИП о неочевидных деталях краудфандинга: на примере реального кейса A− A= A+
В 2023 году к краудфандингу обратился проект «Большой фестиваль мультфильмов», который проводится ежегодно более 15 лет. На крауд-платформе собирали средства именно на проведение онлайн формата, к которому есть возможность подключиться зрителю из любого региона России. Авторы поделились своим опытом с «Tinkoff journal».
Авторы проекта обратили внимание на несколько моментов, которые с первого взгляда кажутся неочевидными при подготовке крауд-кампании. Первый из них - возвратность краудфандинга, взамен на поддержку участников платформ авторы должны предлагать вознаграждения. В неинвестиционном краудфандинге это называется «лоты». Это материальные или цифровые товары, которые получают вкладчики после того, как поддержали проект. Для успешного сбора не всегда достаточно доказать уникальность своей идеи, лоты - дополнительный инструмент повышения интереса к проекту, поэтому этот аспект необходимо тщательно продумывать при выходе на платформу.
Второе - возможность привлечения дополнительной поддержки и спонсоров. Через размещение кампании проект получает общественную огласку, многие участники крауд-рынка информационно поддерживают проекты через свои социальные сети и СМИ. При должном подходе авторы могут привлечь дополнительную аудиторию к своей идее и вызвать интерес со стороны единомышленников. Иными словами, попадая на платформу, проект расширяет круг людей, осведомленных о нем.
Авторы также отметили удобство платформ краудфандинга, в частности раздел в котором собираются все данные о заказах проекта. Сейчас платформы в России - это хорошо развитый цифровой продукт, инструмент, который обеспечивает удобство пользования и предоставление важной информации, например, статистической, о проекте, которую можно использовать для дальнейшего развития бизнеса или проекта.
Последний инсайт, который для себя выделили авторы статьи - это тщательность подхода и в определенной степени ресурсозатратность крауд-кампании. «Большому фестивалю мультфильмов» удалось собрать сумму больше изначально запланированной благодаря тому, что авторы приложили достаточно усилий в процессе подготовки и развития краудфандинговой кампании. Это важный фактор, так как для достижения наилучших результатов необходимо должным образом продумать краудфандинговую кампанию, вести коммуникацию со специалистами платформы и отвечать на сообщения от аудитории, отслеживать тенденции и пр.
«Как и в любом другом бизнес-процессе, при краудфандинге необходима постоянная включенность и ответственное отношение к кампании. В особенности тем проектам, которые не собрали еще большую аудиторию, как, например, музыкальные группы с большой базой фанатов, готовых поддерживать новые идеи. Для упрощения этого процесса на крауд-платформах с авторами общаются специалисты, которые осуществляют поддержку по различным вопросам» - директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский.