Ассоциация «Национальный платежный совет» организовала обсуждение вступления в силу статьи 9 закона «О национальной платёжной системе» A− A= A+
Ассоциация «Национальный платежный совет» организовала обсуждение вступления в силу принципа «ограниченной ответственности» и проблем реализации статьи 9 закона «О национальной платёжной системе»
27 сентября в Москве оргкомитет Национального платёжного форума организовал в формате открытой дискуссии экспертное обсуждение вступающей в силу с 01 января 2014 года 9-статьи закона «О национальной платёжной системе». Мероприятие состоялось при участии представителей Банка России, Государственной Думы, Минкомсвязи, платёжных систем Visa, MasterCard, «Золотая Корона», кредитных организаций, в том числе ВТБ24, Сбербанка, Связной Банк, Альфа-Банка, Банка «Россия», МТС, ключевых экспертов в платежной сфере, журналистов.
Круглый стол, организованный Ассоциацией «Национальный платёжный совет» по теме 9-ой статьи, прошёл в рамках подготовки к проведению первого Национального платёжного форума России, где эта тема станет одной из самых «горячих» в рамках программы первого дня. Предыдущее мероприятие прошло 20 ноября 2012 года и было посвящено обсуждению выпущенных Банком России Рекомендаций о порядке использования электронных средств платежа, при исполнении требований статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Модератором дискуссии выступил со-председатель комитета по управлению рисками и безопасности Ассоциации «Национальный платёжный совет», директор департамента по управлению рисками VISA Олег Скородумов.
В своём выступлении Алексей Белов, член Совета Ассоциации «Национальный платёжный совет», эксперт в области платёжного законодательства, обозначил основную задачу круглого стола: «поскольку сам принцип, заложенный в 9 статье, не подвергается сомнению большинством участников рынка, необходимо совместно найти те её части, которые, по мнению участников обсуждения, требуют корректировки».
Представители Банка России рассказали о подходе регулятора к положениям 9 статьи, а также о произведённом мониторинге готовности банков к вступлению ее в силу. В частности было отмечено, что за прошедший год банки проделали большую работу в этом направлении. «На текущую дату согласно проведённому мониторингу уровень готовности банков составляет 50%, т.е. половина банков готовы. Если говорить о лидерах индустрии, срок их готовности - октябрь-ноябрь текущего года». Среди наиболее часто встречающихся проблем банков при подготовке к вступлению в силу 9-ой статьи были названы неготовность клиентской базы, неготовность соответствующих договоров, отсутствие понимания, как реализовывать процесс уведомления. Часть банков заявила о необходимости разработки системы хранения уведомлений.
Андрей Рего, директор Департамента управления регуляторными рисками МТС в своем выступлении обратил внимание участников обсуждения на техническую возможность создания и функционирования системы уведомлений на базе оборудования операторов связи. Докладчик отметил, что работу по уточнению отдельных положений 9 статьи следует проводить с привлечением операторов связи, учитывая накопленный положительный опыт взаимодействия между кредитными организациями и операторами связи.
В ходе дальнейшего обсуждения позиций у частников круглого стола относительно отдельных положений и норм 9 статьи, наиболее дискуссионными стали вопросы о требовании обязательного уведомления клиента о проведении транзакции и форматах такого уведомления, о сроках, в которые клиент может направить в банк несогласие с операцией по своему электронному средству платежа, а также об обязанности сначала вернуть клиенту деньги даже в том случае, если у банка будут доказательства мошенничества со стороны клиента или грубого нарушения требований использования ЭСП, а после этого запускать процедуры взыскивания средств.
При этом, как показало обсуждение, не все вопросы имеют однозначный ответ. Например, требование «сначала компенсируй, потом доказывай» в случае с мошенническими операциями является очевидным нарушением баланса ответственности между клиентом и банком и может спровоцировать безответственное отношение клиента к своей банковской карте или другому ЭСПу. Также и отказ от законодательного закрепления обязательств по уведомлению клиента банком о проведённой транзакции может лишить его возможности оспорить операцию, которую он не санкционировал.
Подводя итог обсуждения Олег Скородумов отметил: крайне важно было прийти к пониманию, что сам принцип ограничения ответственности и его положительное влияние на развитие рынка безналичных платежей не вызывает противоречий между разными участниками и регуляторами рынка.
При этом в рамках Ассоциации «Национальный платежный совет» будет проводиться дальнейшая работа по уточнению отдельных аспектов закона и внесению изменений в действующую редакцию 9 статьи. Новый раунд публичного обсуждения положений и норм 9-ой статьи пройдет 06 ноября в рамках пленарной сессии Национального платёжного форума «Регулирование платежей в России: синтез мирового опыта».
Участие в форуме платное:
Стоимость участия в течение 1 дня – 8000 р., 2-х дней – 16 000 р.;
При заказе от 2-х до 3-х билетов – скидка 10%, при заказе 4-х билетов 5-й билет – БЕСПЛАТНО!
Зарегистрироваться на форуме можно на официальном сайте форума здесь:
http://russianpaymentsforum.ticketforevent.com/ru/
Ассоциация «Национальный платежный совет»
Исполнительный директор,
Ольга Грицай
(495) 620-0670
Справка: | Ассоциация «Национальный платежный совет» - некоммерческая организация, созданная ведущими представителями индустрии безналичных платежей в целях содействия развитию российского рынка безналичных платежей, а также повышения роли безналичных и электронных платежей в Российской Федерации. |
Основными направлениями деятельности Ассоциации является законодательное и научно-исследовательское содействие развитию рынка электронных платежей и денежных переводов, защита интересов потребителей услуг и повышение финансовой грамотности населения.Ассоциация ведет свою работу через созданные в ее рамках профильные комитеты, осуществляющие правовую и общую поддержку законодательных и регуляторных инициатив в Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными органами государственной власти, Центральным Банком Российской Федерации, банковским профессиональным сообществом, российскими и международными коммерческими и некоммерческими организациями.
В состав Правления Ассоциации входят представители платежных систем и мобильных операторов: Золотая Корона, MasterCard, VISA и МТС. Членами Ассоциации являются: Компания объединенных кредитных карточек (UCS), Банк ВТБ24, Банк Москвы, Связной Банк, КиберПлат, Ассоциация участников рынка электронных денег. |