Finversia-TV
×

Как сэкономить на кадрах в кризис A A= A+

Ольга ГОРЮНОВА
Руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства ЮНИТИ

Пока больше всего от кризиса страдают представители малого и среднего бизнеса. Индекс деловой активности в данном секторе уже в IV квартале 2014 года снизился до значения 39,8 п[1], что говорит о её быстром спаде. Чтобы выжить, предприятия вынуждены сокращать расходы. Но, помня кризис 2008-го, они не торопятся с массовыми сокращениями, чтобы не потерять профессионалов, которых вскоре придётся набирать снова. Однако других вариантов сокращения затрат многие не видят. Эксперты кадрового агентства ЮНИТИ советуют, как вести себя с кадрами в кризис, чтобы не наступать на старые грабли.

Скорректируйте кадровую стратегию

При разработке комплекса антикризисных мер нужно учитывать направление деятельности, размер компании и стратегию её развития. Но в любом случае главным критерием грамотного подхода к оптимизации расходов будут минимальные потери эффективности. Светлана АЛЕКСАНДРУК, руководитель группы подбора персонала в производственной сфере кадрового агентства ЮНИТИ, предостерегает работодателей от соблазна пойти по пути упрощённого подхода к сокращениям. Нельзя оценить экономию от увольнения, игнорируя связанную с этим шагом динамику эффективности бизнес-процессов, продуктивности отделов.

Три совета от экспертов кадрового агентства ЮНИТИ

  • Выявите кадровый золотой фонд. Важно чётко прописать для себя критерии оценки сотрудников. Параметры отбора должны учитывать эффективность деятельности и потенциал конкретного специалиста. При этом важно, чтобы они коррелировали со стратегическими целями компании. «Большинство работодателей стремится сохранить ключевых сотрудников. Помимо высшего менеджмента в их состав обычно входят: узкие специалисты или с уникальными компетенциями, а также работники, обладающие важной информацией, наставники, носители корпоративного опыта, талантливые люди, неформальные лидеры мнений и др., — рассказывает Светлана АЛЕКСАНДРУК. — Стратегически важно, принимая решение об увольнении, учитывать кадровую ситуацию на рынке. Несмотря на кризис, сохраняется высокий спрос на менеджеров по продажам, инженерно-технический персонал и IT-специалистов».
  • Примите меры для сохранения ключевых сотрудников. Даже если пришлось расстаться с частью персонала, то оставшиеся — это люди, от которых будет зависеть, удастся ли бизнесу преодолеть кризис. И они должны чувствовать свою ценность. Если компания пока не может обеспечить рост зарплаты или выплату премий, то стоит сделать акцент на нематериальные стимулы. Экономия должна учитывать долгосрочную перспективу. Например, курс обучения для сотрудника может стать сильным удерживающим фактором. А для компании его новые знания обеспечат новый импульс для развития. По данным исследования портала HeadHunter, 62% сотрудников уверены, что в их работе есть моменты, которые важнее большого оклада: продвижение по карьерной лестнице (42% опрошенных), обучение за счёт компании (15%), расширение границ ответственности (4%) и чёткая постановка задач (4%).
  • Поддерживайте коммуникацию. Оптимизация, как правило, сопровождается изменением бизнес-процессов и коммуникационных каналов, а именно это и лежит в основе 50% конфликтов. Руководство компании должно регулярно получать обратную связь и не создавать информационного вакуума. Люди склонны ожидать худшего. Временные антикризисные меры могут быть расценены как признак серьёзных проблем в компании. Поэтому любые действия компании должны быть верно интерпретированы. Необходимо предоставить персоналу честную картину и пояснять меры по выходу из сложившейся ситуации. По словам рекрутёров ЮНИТИ, главная мотивация сотрудников, которые задумываются в кризис о смене работы, — поиск стабильности. Если же они будут уверены в том, что руководство делает всё верно и компании не грозит разорение, они останутся с вами…

Эксперты подтверждают, что поддержание положительного психологического климата —одна из важных антикризисных мер. «В компанию одного из наших клиентов люди мечтают устроиться на работу, записываются в «книгу резервов», — рассказывает Калина ЯРКИНА, генеральный директор компании «БиZSезон». — При этом оплата труда там заметно ниже, чем в целом по рынку. Почему? Всё дело в позитивной атмосфере, которую удалось создать собственнику в коллективе».

Среди факторов, негативно сказывающихся на климате, Елена ВОС, руководитель Тренингового центра «365», называет привлечение руководством в компанию своих знакомых и родственников: «Необоснованные отгулы и отпуска, больничные также вызывают негативные настроения, как и задержка зарплаты, отсутствие поощрения (словом и делом) за успешно выполненную работу».

Платите за результат, а не за время

Главным мотивом для сокращения штата становится снижение объёмов заказов. Если выбрать «кого уволить» не получается, альтернативой, по словам Елены ВОС, может стать пропорциональное сокращение рабочего времени или объёма работ и зарплаты.

«Давать сотрудникам возможность высиживать время и получать за это ставку средней зарплаты — прямой путь к снижению эффективности. Мерой по оптимизации, актуальной в условиях уменьшения портфеля заказов, может быть переход к фиксированию результата: сделал работу, сдал проект — получил вознаграждение, — считает Елена ПАВЛОВА, врач, руководитель «Блога семейного доктора». — Тогда владельцу бизнеса будет удобно держать одного–двух высококвалифицированных специалистов, а не от трёх до пяти человек, которые сидят в соцсетях, делая вид, что работают».

Проектная работа и срочные трудовые договоры становятся всё более популярным решением для множества компаний. «Заключение срочного трудового договора с сотрудником позволяет решать актуальные на конкретный период задачи для бизнеса, — считает Светлана АЛЕКСАНДРУК. — В кризисный период у компании нередко возникают краткосрочные проекты либо временные задачи. И наём сотрудника по срочному договору вполне уместен с экономической точки зрения. Для некоторых бизнесов такой подход к трудоустройству актуален и вне зависимости от наличия кризиса. Ведь при таком порядке оформления работника у работодателя больше свободы для прекращения трудовых отношений с сотрудниками».

По словам рекрутёра агентства ЮНИТИ, соискатели по-разному реагируют на предложение оформить срочный контракт. Редко когда такая информация может быть оставлена без пристального внимания. «Специалист рассчитывает на адекватный комментарий о причинах ограниченности сотрудничества по времени. Репутация компании на рынке, убедительность причин часто влияют на его итоговое решение. Также оно зависит от общей ситуации на рынке труда, дефицита конкретных профессий», — отмечает Светлана АЛЕКСАНДРУК.

Используйте удалённых сотрудников

Ещё одним антикризисным решением может стать перевод части сотрудников на удалённую работу. По данным ЮНИТИ, сегодня около трети компаний используют различные методы работы с сотрудниками вне офиса.

«В тех видах деятельности, где можно передать часть работы на «удалёнку», не воспользоваться этой возможностью было бы нерационально, — считает Калина ЯРКИНА. — У меня самой почти вся команда представлена удалёнными сотрудниками, большинство из них находила с помощью различных бирж фриланса (не быстро, не без труда, но нашла). В итоге получилась дружная, оперативная команда профессионалов с высоким уровнем мотивации, нацеленных на результат».

Удалённые сотрудники действительно помогают работодателям экономить. «Такой подход позволяет сократить арендную плату за помещение в связи с меньшим объёмом использования площади, — рассказывает Елена ПАВЛОВА. — К тому же компания исключает такие расходы, как покупка оборудования для обустройства рабочего места, создание необходимой инфраструктуры. Сотрудникам это позволяет не тратиться на проезд в офис и обратно, а главное — сохранять время. Это один из самых важных ресурсов, который можно использовать в нужных целях».

Ещё один плюс такой организации труда называет Елена ВОС: «Сотрудники, работающие удалённо, — это не только возможность сократить затраты на содержание офиса. Подобный подход к организации бизнеса позволяет привлекать квалифицированных специалистов независимо от их места жительства»http://prprof.ru/profile/37489.

Часто под термином «удалённые сотрудники» понимают именно фрилансеров. По данным сайта freelance.ru, больше всего предложений можно найти в сфере дизайна, PR, маркетинга, IT. Однако возможность работать удалённо может стать и дополнительной мотивацией для существующих работников и параллельно — возможностью сэкономить для работодателя.

Например, этим способом компании «избавляются» от бухгалтерии. Наибольшее распространение такое решение получило в тех отраслях, где учёт достаточно прост или деятельность не предполагает большое число операций. Помимо отсутствия необходимости оборудовать рабочее место бухгалтера, компания экономит и на его зарплате. При условии присутствия в офисе один–два раза в неделю он согласен на 30%-ное снижение оклада, уточняет эксперт ЮНИТИ. Освободившееся время для одного — возможность больше проводить времени с ребёнком, для другого — взять по совместительству небольшую организацию и иметь дополнительно 15–20 тысяч рублей в месяц.

«Стимулирующим фактором для такой формы взаимодействия компании и специалиста стало развитие современных технологий, — рассказывает Светлана АЛЕКСАНДРУК. — Широкое применение мобильных устройств, использование корпоративной почты, личного виртуального кабинета, планировщика, где можно поставить задачи и проследить за их исполнением, — всё это дало возможность руководству полноценно вести рабочий процесс и контролировать выполнение результатов удалёнными сотрудниками».

Сегодняшняя ситуация во многом отличается от кризиса 2008 года. Но и сейчас и тогда компаниям приходится сильно сокращать затраты, в том числе на персонал. Прошлый опыт показывает, что тактика, направленная на замирание бизнеса, — губительна. Поэтому выбранная мера оптимизации должна основываться на грамотном расчёте бюджета, зарплатного фонда, арендной платы и других расходов. При этом она не должна лишать бизнес возможностей. Ведь, казалось бы, не нужный сейчас сотрудник завтра может стать главным кадровым ресурсом.

 

[1] Индекс — индикатор, рассчитываемый ежеквартально по результатам опроса 2000 компаний в 19 регионах России. Значение выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже 50 пунктов — на снижение.

Finversia-TV

Корпоративные новости

Все новости »

Фотоотчеты