Стыковка Шёлкового пути с Трансевразийским поясом Razvitie A− A= A+
Директор Центра России и Центральной Азии
при Шанхайской академии международных исследований
Важнейшей составляющей политики, принятой на третьем Пленуме ЦК КПК, является проект экономического пояса «Шёлковый путь». В действительности речь идёт о двух проектах. Первый, сухопутный, должен запустить курс открытости Китая Западу, а также Центральной, Западной и Южной Азии. Морской Шёлковый путь ориентирован на продолжение и расширение открытости страны Тихоокеанскому региону.
Закладываемая в основу проектов транспортная сеть носит многомерный и комплексный характер. Она включает в себя железнодорожные и автомобильные трассы, авиационные линии, нефте- и газопроводы, линии электропередач, а также информационные сети. В концепции экономического пояса «Шёлковый путь» акцент делается на расширении потенциалов сотрудничества между странами, повышении темпов и качества региональной экономической интеграции.
В сентябре прошлого года Председатель КНР Си ЦЗИНЬПИН призвал руководителей стран, собравшихся в Астане, к активному участию в проекте и совместному созданию экономического пояса «Шёлковый путь». Через месяц в Малайзии он обратился с аналогичным призывом, презентуя морскую версию Шёлкового пути XXI века. При этом особо подчёркивалось, что строительство экономического пояса поможет странам Евразии превратить людские, ресурсные, рыночные и технические возможности в реальные преимущества развития.
Реализация проектов позволит соединить надёжными транспортными артериями десятки стран, расположенных на огромных территориях — от Тихого океана до Балтийского моря и до Индийского океана. Особое место отводится железнодорожному сообщению, в том числе высокоскоростному. Китайская промышленность освоила необходимые для этого технологии и сегодня протяжённость высокоскоростных магистралей достигла 11 тысяч километров, ещё 12 тысяч километров строится. Операционная скорость на них составляет 300–350 км/ч, а экспериментальная достигает 605 км/ч.
В связи с этим некоторые эксперты предположили, что Китай направляет свой Шёлковый путь в обход России. Но это в корне противоречит реальному положению дел и реальным интересам. Лучшее тому подтверждение — встреча руководителей двух стран, которая состоялась 7 февраля в Сочи по случаю открытия Олимпийских игр. Си ЦЗИНЬПИН официально пригласил Россию участвовать в строительстве Шёлкового пути, подчеркнув, что проект должен «стать новой платформой для развития китайско-российского всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия». В ответ Владимир ПУТИН отметил, что Россия предпримет активные шаги в предложенном направлении, «а также собирается состыковать российские железнодорожные линии с объектами новой инфраструктуры» для получения взаимной выгоды.
Проект экономического пояса «Шёлковый путь» изначально опирается на взаимный интерес всех участников. Что же касается России, то без неё он просто не может быть реализован. В проекте, в частности, предусмотрен специальный блок, посвящённый стыковке стратегии возрождения Северо-Востока Китая с развитием Восточной Сибири и Дальнего Востока России.
Суть проектов — выстраивание долгосрочных взаимовыгодных партнёрских отношений между участниками. Первое и самое понятное — развитие торговли. Очевидно, что начинать нужно с упрощения существующих процедур с целью увеличения торгового оборота между странами и, что особенно важно, улучшения торговой структуры в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичной продукции.
Вплотную к этой проблеме примыкает задача укрепления денежного обращения. Нам предстоит содействовать развитию валютных свопов и других инструментов, позволяющих широко использовать расчёты в национальных валютах стран региона. Одновременно — повышать степень защищённости финансовых систем от рисков и способствовать укреплению международной конкурентоспособности экономик региона.
Важнейшим направлением сейчас становится укрепление сотрудничества между такими уже сложившимися организациями, как ШОС и ЕС. В том числе и для формирования международных финансовых и инвестиционных институтов, которые бы приняли участие в финансировании торговли и конкретных проектов создаваемого Шёлкового пути.
Внеэкономическим, но от этого не менее важным для реализации Шёлкового пути направлением становится укрепление гуманитарного сотрудничества. Активизация поддерживаемых между странами дружественных связей, укрепление взаимопонимания и отношений традиционной дружбы может и должно стать действенным фактором, способствующим принятию выверенных и взаимоприемлемых экономических решений.
Очевидно, что решение этих и многих других задач в качестве обязательного и необходимого условия потребует существенного укрепления политических контактов. Платформой для этого может стать сам проект экономического пояса «Шёлковый путь» — как механизм, на практике формирующий сообщество общих интересов.
Для этого страны-участницы должны занимать осознанную позицию и осуществлять взаимодействие в рамках собственного экономического развития. В ходе переговоров их видение и их конкретные предложения должны становиться основой для формирования планов регионального сотрудничества и мер, необходимых для их реализации. Вполне естественно, что с учётом этой сложной и многогранной работы приобретает исключительную значимость усиление политического согласования между Китаем и Россией в области сотрудничества в Центральной Азии.
В заключение добавлю: для обсуждения и углублённого понимания тех вопросов, которые перечислены выше, созрела необходимость в проведении китайско-российской конференции. Тема, полагаю, очевидна: «Стыковка экономического пояса «Шёлковый путь» с Трансевразийским поясом Razvitie».