«Светофор» для бизнеса A− A= A+
Ольга СТАДНИЙЧУК, Менеджер по развитию направления компании СКБ Контур
Запрос клиента. Компания СКБ Контур делает веб-сервисы для автоматизации различных задач юридических лиц (от отправки электронной отчётности до поиска госзакупок) и поэтому всегда знает о насущных проблемах бизнеса. Так, в 2015 году клиенты стали особенно часто жаловаться на «плохую» дебиторскую задолженность. Например, поставщику отправляют аванс, а он уже не может выполнить свои обязательства и не возвращает деньги. При этом проблемы возникали не только с новыми контрагентами, но и с теми, с кем сотрудничество велось не один год. Иногда до последнего момента неизвестно, что у партнёров изменились обстоятельства, особенно если их много и они находятся в разных регионах. Вторая актуальная проблема — это возмещение НДС. Компании-однодневки всё тщательнее маскируются под «порядочные» организации, а их партнёры часто узнают об этом, только когда дело дошло уже до встречной налоговой проверки.
Поиск решения. Подобные неприятные ситуации происходят из-за того, что у бизнеса нет под рукой актуальных данных о жизнедеятельности своих контрагентов. Почему эта проблема обострилась вопреки тенденции к информационной открытости? Эксперты СКБ Контур проанализировали причины и пришли к следующим выводам:
- существует слишком много разных источников информации;
- необходимы специальные знания для извлечения на поверхность тревожных фактов;
- регулярный мониторинг контрагентов требует значительных временных затрат.
На рынке, безусловно, есть сервисы проверки контрагентов, такие как Контур.Фокус, «СПАРК» и т. д. Однако они предназначены для профессионалов, а обычный пользователь тонет в таком море информации. Кроме того, эти сервисы стоят достаточно дорого и не всегда доступны малому бизнесу.
Критерии идеального продукта. Опираясь на опыт разработки профессионального веб-сервиса Контур. Фокус, аналитики СКБ Контур начали работу над созданием нового инструмента для «обычных пользователей». В первую очередь были обозначены критерии идеального продукта.
Во-первых, сервис проверки не должен содержать субъективных оценок контрагентов «плохой/хороший» или присваивать какие-либо рейтинги (совершенно непонятно, как воспринимать, например, рейтинг 44 из 100 и что за этим стоит). Он должен сообщать о фактах, которые могут повлиять на желание сотрудничать с контрагентом. Окончательные выводы делает сам пользователь на основании полученных сведений.
Во-вторых, сервис должен предоставлять важную информацию вовремя — например, в интернет-банке непосредственно перед отправкой платежа. Таким образом, перед нажатием кнопки «оплатить» клиент может узнать о своём контрагенте факты, из-за которых он передумает отправлять деньги. Это может быть сообщение о банкротстве, сведения о том, что у контрагента много исполнительных обязательств по зарплате, просрочка по кредиту, приостановление деятельности, волна арбитражных дел, связанных с неисполнением обязательств по договорам, признаки номинальности и многое другое.
Оптимальное решение. В результате в компании СКБ Контур был разработан специальный сервис для экспресс-проверки контрагентов «Светофор». Каждый раз, когда клиент планирует отправить платёж, сервис запрашивает в «Контур.Фокусе» последние сведения о банкротствах, арбитражных делах, исполнительных производствах и другие важные факты из жизни его контрагентов. Сервис имеет понятную визуализацию в виде сигналов светофора, окрашенных в зависимости от существенности выявленных фактов. Щёлкнув по сигналу, клиент узнаёт информацию, которая может повлиять на его решение о проведении платежа, и даже может ознакомиться с текстом соответствующих документов, например, со структурой и содержанием арбитражных дел компании.
В 2015 году на фоне кризиса усилилась конкуренция между банками. В банковском секторе сложилось понимание, что конкуренция на рынке расчётно-кассового обслуживания юридических лиц во многом определяется качеством интернет-банка. Идея функциональной интеграции со смежными веб-сервисами для бизнеса уже давно назрела, но пока нашла применение только в частных случаях внедрения в интернет-банки бухгалтерских программ (Контур.Эльба, «Моё дело») и электронного документооборота. Инновационные проекты далеко не всегда соответствуют критериям смарт-задачи для включения в годовой KPI менеджмента. Они не решают базовых проблем банков и связаны со стратегией развития на среднесрочную перспективу.
Тем не менее самые прогрессивные и клиентоориентированные банки готовы предлагать новые возможности для своих клиентов.
В Альфа-Банке отмечают, что сервис востребован среди клиентов - пользователей интернет-банка Альфа-Бизнес Онлайн. Полезную опцию уже попробовали несколько тысяч юридических лиц. Многие из них высоко оценили удобство "светофора" и реальную пользу их бизнесу.
Например, один из предпринимателей планировал перевести своему давнему контрагенту 1,5 миллиона рублей, но перед отправкой он увидел сигнал «Светофора». Владелец компании узнал о важном факте — и принял решение не переводить деньги. Оказалось, что предприятие уже не может выполнить свои обязательства. Были случаи, когда с помощью «Светофора» клиенты вовремя распознавали «номинал», проведённый менеджерами по продажам на скорую руку.
По результатам пилотного запуска сервиса «Светофор» интерес к продукту проявили несколько ведущих поставщиков банковских платформ и банков. СКБ Контур рассчитывает, что в обозримом будущем сервис экспресс-проверки контрагентов станет всеобщим доступным инструментом для юридическихлиц РФ.
В ближайшие полгода СКБ Контур планирует внедрить сервис в нескольких федеральных и региональных банках, а в нынешнем декабре стартуют первые решения вендоров банковских платформ: BSS (Юниаструмбанк) и iSimpleLab (Крайинвестбанк).
Дополнительная информация — на https://kontur.ru/bank