Finversia-TV
×

Алексей Лазутин: «К концу 2022 года мы должны быть готовы к IPO» A A= A+

02.11.2020

«Мосгорлобард» стал первым ломбардом, получившим кредитный рейтинг от рейтингового агентства. О том, что послужило причиной к прохождению этой непростой процедуры, о стратегии развития компании и возможности инвестиций в её облигации рассказал генеральный директор «Мосгорломбарда» Алексей Лазутин.

- Алексей, в середине октября рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило «Мосгорломбарду» рейтинг ruB+. Компания стала первой из индустрии ломбардов, получившей официальный рейтинг. Чем было вызвано решение о прохождении этой процедуры?

- Это было наше стратегическое решение – сделать «Мосгорломбард» публичной компанией. Мы пошли классическим путем: сначала мы прошли аудит в компании «БДО Юникон», и получили двухлетнюю аудированную отчетность по МСФО, а уже в этом году, первыми из ломбардов, получили кредитный рейтинг.

Если сравнивать нас с компаниями из других секторов, тех, где кредитные рейтинги уже присваивались, то должен заметить, что рейтинговые агентства более лояльны к ним: уровень присваиваемых рейтингов оказывается выше, чем у нас, как новичков. Свою роль сыграло и то, что на ломбардном рынке сейчас есть публичный игрок, который, в силу ряда причин, вынужден будет покинуть рынок.

Но несмотря на это мы смогли получить рейтинг, который на две ступени превышает минимум, требуемый Московской биржей для регистрации выпуска биржевых облигаций «Мосгорломбарда». В настоящий момент мы проводим необходимые процедуры для этого и рассчитываем в этом году выпустить подобные облигации.

- К облигациям мы еще вернемся, но пока хотел узнать, насколько сложным оказался процесс получения рейтинга?

- Отвечу так: в принципе превратить непубличную компанию в публичную – это достаточно сложный процесс. Тем более если учитывать ситуацию с пандемией, развивающуюся в этом году. Но нас «посмотрели под микроскопом» еще на этапе аудита. Например, подвергли физической инвентаризации (пересчитали вручную и проверили) все предметы займа на нескольких наших объектах. Причем, мы не знали до последнего дня, какие именно наши отделения будут проверяться.

Итогом аудита стал отчет по МСФО с подтвержденными данными о финансовой деятельности «Мосгорломбарда». В частности, EBITDA компании за 2019 год составила 112 млн рублей, что означает в нашем случае довольно большую рентабельность портфеля (отношение EBITDA к кредитному портфелю): около 60% - это очень хороший показатель!

После прохождения аудита мы уже были готовы к рейтинговой процедуре, поскольку они во-многом схожи, разве что чуть меньше запрашиваемый объем первичной документации и другой информации. Однако для получения рейтинга пришлось внедрить новые формализованные процедуры в управлении рисками и корпоративном управлении, так как «Мосгорломбард» является акционерным обществом.

- Почему вами была выбрана стратегия превращения в публичную компанию? Мы привыкли к тому, что на этот шаг идут крупные игроки рынка, планирующие в дальнейшем, например, выход на IPO.

- Мы планируем в течение ближайших трёх лет занять до 20% ломбардного рынка московского региона. Это вполне реалистичная задача: нам необходимо открыть порядка 200 объектов. И здесь есть два направления: сделки слияния и поглощения и органическое (своими силами) открытие новых точек.

Что касается первого пути, то мы достаточно далеко продвинулись в переговорах с несколькими небольшими и даже средними ломбардными сетями. Но своё слово сказала пандемия. Во время ограничительных мер работу ломбардов не запрещали, и для многих людей, для предпринимателей, это стало палочкой-выручалочкой в сложной финансовой ситуации. Особенно у игроков, у которых была внедрена технология дистанционной оплаты. На этот канал пришлось до 40% выручки ломбардов в тот период. Соответственно, собственники ломбардных сетей завысили свои ожидания по сделкам M&A.

Поэтому мы скорректировали свою стратегию на самостоятельное открытие новых объектов. С начала года мы удвоили количество наших точек (с 17 до 34); к концу года их будет 50. К концу будущего года их должно быть 100, через 2 года – 200.

Для реализации этой стратегии нам необходимы ресурсы. Первым шагом стал выпуск в феврале этого года коммерческих трехлетних облигаций с ежемесячным купоном по ставке в 16% годовых. Далее, как я уже говорил, планируются выпуски биржевых облигаций (конкретные параметры выпусков станут известны позднее) и, параллельно, мы эмитируем и реализуем по закрытой подписке привилегированные и обыкновенные акции. К концу 2022 года мы должны быть готовы к IPO на Московской бирже.

- До IPO время еще есть, хотелось бы более подробно услышать об уже эмитированных и планируемых к размещению облигациях. Как вы оцениваете спрос на эти бумаги со стороны инвесторов? Чем облигации ломбарды привлекательны для розничных инвесторов?

- Прежде всего соотношением риска и доходности. Мы понимаем, что риски ломбарда, как эмитента облигаций, по сравнению с другими финансовыми компаниями или даже компаниями из других секторов, несколько ниже. Просто потому, что портфель займов «Мосгорломбарда» более чем на 100% обеспечен золотом. То есть, даже если все заемщики одномоментно не выполнят свои обязательства, то при реализации залога можно выручить от 140% до 170% от объема выданных займов. Это, в свою очередь, позволяет полностью выполнить наши обязательства, как эмитента облигаций, перед их держателями, выплатив и купон, и погасив само «тело» облигации. Тем более, что золото – довольно ликвидный актив, который можно реализовать оперативно без существенного дисконта.

Таким образом, ломбард – это единственный участник финансового рынка, который может получить при реализации значительно больше, чем объем выданных займов. Например, по необеспеченным займам ликвидационная стоимость портфеля составляет от 0,5% от его объема. Даже по ипотечным кредитам она не превышает 80%.

- Вы упомянули, что конкретные параметры размещения биржевых облигаций еще не определены. Тем не менее, предварительно вы может оценить уровень купонной доходности этих бумаг?

- Да, конкретных цифр я пока не могу назвать, но есть понимание, что у биржевых облигаций есть спред в меньшую сторону по сравнению с облигациями коммерческими, внебиржевыми. В первую очередь, за счет их более высокой ликвидности. Хотя, отмечу, что на текущий момент у инвестора, купившего наши коммерческие облигации, появилась возможность не «сидеть в них» до погашения, а реализовать на OTC-рынке через своего брокера.

Кроме того, мы начинаем тестировать рынок долевого капитала, путем дополнительной эмиссии привилегированных и обыкновенных акций по закрытой подписке.

- С какими показателями отрасль в целом и ваша компания в частности завершат этот год и каковы её перспективы в будущем году? Как на рынок повлияла пандемия коронавируса?

- Первое полугодие было достаточно сложным. Если говорить о рынке в целом, то за первое полугодие, по данным Национального объединения ломбардов, он «просел» примерно на 20%. В ряде регионов падение доходило до 30%. Но после снятия большинства ограничений отрасль вернулась к планомерному наращиванию портфеля.

Что касается нас, то уже по итогам 9 месяцев «Мосгорломбард» вышел на показатели прибыль прошлого года за аналогичный период. До выхода на IPO у нас сохраняются позитивные прогнозы по динамике роста портфеля, увеличения выручки и прибыли. Прогнозируем прирост портфеля по итогам года на уровне в 20-30%. В 2021 году мы рассчитываем увеличить портфель на 100%.

  • Павел Самиев
  • Finversia.ru