Евгений Колобов: «Пандемия – старт цифровизации, которая интересна и выгодна всем участникам этого процесса» A− A= A+
Евгений Колобов, сооснователь и генеральный директор процессинговой компании VEPAY, рассказал порталу Finversia.ru о том, как пандемия привела к массовому переходу на онлайн-платежи. Люди, пусть и вынужденно, оценили удобства безналичных расчётов. Это привело к росту рынка, на котором работает VEPAY, как и бизнеса компании.
– Как пандемия повлияла на рынок и работу компании VEPAY?
– Идёт нарастающий темп цифровизации и этому поспособствовала пандемия. Она ускорила увеличение объёма безналичных платежей и темпы развития процессинга. Люди начали беспокоиться о своём здоровье, провели много времени в самоизоляции, поэтому вынужденно перешли на онлайн-платежи. Это идеальный для современных условий инструмент расчётов, так как он дистанционный и безналичный. Такой платёж может осуществляться в режиме изоляции: не нужно выходить из дома, взаимодействовать с продавцом, прикасаться к деньгам.
Кто раньше никогда не делал покупок в интернете и не оплачивал заказы онлайн, стали пробовать новые методы расчётов. Именно сейчас огромное количество людей вырабатывает привычку платить по безналу.
Первые две недели с начала пандемии (конец марта) мы наблюдали всплеск покупки гаджетов, которые позволяют пользоваться дистанционными сервисами, работать и учиться, не покидая дома. Потом этот скачок перетёк в активное и массовое потребление удаленных услуг: онлайн-образование и курсы, заказ товаров и продуктов на дом. Люди стали меньше снимать и использовать наличные из-за опасности заражения через деньги или продавца.
Рынок безналичных платежей в этих условиях показал стремительный рост, а VEPAY стала популярной. В период пандемии в нашу компанию хлынули заявки на подключение к онлайн-эквайрингу. По нашим наблюдениям 30% предпринимателей, которые никогда не пользовались этой услугой, подключили и начали применять сервис. Так что на нашем бизнесе пандемия отразилась благотворно, сформировав устойчивый тренд цифровизации.
– Какие сегменты рынка считаете перспективными для VEPAY в новых условиях?
– Рынок онлайн-образования считаем одним из самых перспективных. Он оценивается в 40 млрд рублей и это не предел. Индустрия будет расти. Ведь люди начали работать дистанционно, а школьники – учиться дома. Пандемия заставила всех сидеть в изоляции, а это значит, у людей появилась масса свободного времени, которое они раньше тратили на сборы и дорогу на работу, прогулки и поездки, шопинг и развлечения вне дома.
Естественно, произошёл всплеск интереса к онлайн-образованию. Эту отрасль воспринимаем как один из ведущих рынков для предложения своих услуг. Сюда же можно включить оплату подписок на домашние кинотеатры в глобальной сети. Сотрудничество с ними – перспективная ниша.
Мы предоставляем образовательным учреждениям, работающим в глобальной сети, автоплатежи по подпискам. Также онлайн-школы подключаются с нашей помощью к оплате через QR-код (код быстрого реагирования – прим. ред.) на основе технологии RSBP. Это новый, удобный для широкого потребителя метод оплаты. Центробанк ведёт пропаганду технологии, поэтому спрос на неё растёт. Кроме того, в нашей линейке есть методы предоставления безналичной оплаты через Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay, которые позволяют рассчитываться в один клик.
Мы сосредоточены на работе по предоставлению услуг процессинга компаниям из 5 перспективных сегментов рынка: онлайн-образование, крауд-платформы, ЖКХ, микрофинансовые организации (МФО) и ритейл. Для каждого сегмента выделен специальный продукт.
– Как оцениваете перспективы работы на рынке решений для краудфандинга?
– Сфера крауд-платформ – довольно молодой рынок, но он развивается быстро. Если посмотреть на данные Аналитического центра при правительстве РФ, то до конца года крауд-сфера превысит планку в 11 млрд рублей и покажет 9% ежегодного прироста в среднесрочной перспективе.
Для России краудфандинг – сфера деятельности молодая, перспективная, а мы – первый сервис-провайдер, который для неё сделал интересное коробочное решение и не боится сотрудничать с крауд-платформами. Мы делаем всё в рамках закона, понимая, что клиенты из крауд-отрасли находятся под контролем Центробанка.
Компания VEPAY стала первым отечественным сервис-провайдером, предложившим автоматизированное решения для крауд-платформ и вступившим в ассоциацию инвест-площадок. Мы сделали решение, которое позволяет автоматизировать все операции инвест-площадки, начиная приёмом денежных средств в пользу бенефициаров (собственников проекта – прим.ред.) и полного учёта движения финансов, заканчивая перечислениями инвесторам и заёмщикам на их нужды. VEPAY сохраняет лидерство на рынке решений для крауда.
Мы полностью отладили функционал для физлиц. Ведь инвестировать на крауд–платформе могут не только компании. Людям удобно пополнять номинальный счёт, через который работает крауд, со своей банковской карты. Мы предоставляем такую возможность онлайн, а не межбанковским переводом в пределах трёх дней, как это обычно происходит. Перечисление через VEPAY проходит за пару минут. Деньги моментально зачисляются на номинальный счёт, пополняется баланс, поэтому крауд-площадка сразу может взять эти средства в оборот.
Номинальный счёт появился, чтобы урегулировать платформу и обеспечить прозрачность платежей. Однако номинальный счёт открывать и обслуживать имеют право только банки, а мы выступаем технологом и обеспечиваем функционал. VEPAY сотрудничает с банком, который открывает счёт под каждую платформу и производит расчёты по нему.
– Какие преимущества даёт крауд-платформам онлайн-процессинг?
– Если вести операции напрямую через кредитную организацию, то динамичным крауд-платформам не хватает скорости обслуживания. Банковский перевод может длиться до трёх дней, но это долго и неудобно, особенно когда платёж на носу, а предприниматель забыл или не смог сделать перечисление заранее.
Обязательство считается погашенным, если платёж был зачислен вовремя. Если между зачислением и отправкой три рабочих дня, то нужно платить чуть ли не за неделю до окончания срока погашения задолженности. Мы обеспечили возможность в режиме онлайн погашать займ предпринимателям, в том числе с банковской карты.
В любое время дня и ночи можно отслеживать в личном кабинете аналитику по инвест-площадке, её владельцы видят имеющиеся и поступившие средства, доступна детализированная выписка. Так же 24/7 работает специальный менеджер. У каждой крауд-площадки он свой. Когда не получается решить проблему через личный кабинет, хотя, такое редко случается, то можно обратиться к менеджеру VEPAY по почте или оставить заявку на звонок. Вопрос будет оперативно решён.
Если говорить о стоимости услуг, то всё зависит от предполагаемого оборота площадки. Мы индивидуально договариваемся с каждой из них и устанавливаем такие тарифы, которые будут выгодны всем участникам процесса: нам, площадке и банку. Цены у нас средние по рынку, но мы лояльны и договариваемся индивидуально с каждым клиентом.
Один из плюсов работы с VEPAY, в отличие от прямого сотрудничества с банками, - нет скрытых комиссий и минимальной абонентской платы. Мы зарабатываем на транзакциях. Предоставляя прозрачные тарифы, помогаем молодым крауд-площадкам, ведь не у всех сразу налаживается оборот.
– Каковы перспективы рынка краудфинансирования?
– Рынок краудфинансирования по динамике развития, структуре и перспективам напоминает зарождающийся сектор МФО пятнадцать лет назад. Когда появились первые МФО, оборот на этом рынке был маленький, а решений по безналичным платежам не существовало. Однако привлекательность этого сегмента финансового рынка бурно росла, поэтому быстро начали появляться решения.
Сервисы для МФО в основном стандартные, но каждый год появляется что-то новое. К нам приходят клиенты из сектора МФО с новыми запросами, под которые создаём свежие решения. Например, предлагаем систему верификации быстрых платежей, которая позволяет сократить риск операций и мошеннических займов. Линейка сервисов для крауда имеет все шансы развиваться, как продукты для МФО.
– Расскажите о самых интересных проектах вашей компании?
– VEPAY – технологичная компания, которая внедряет перспективные решения. Мы идём в ногу со временем, постоянно анализируя российский и иностранные рынки. Предлагаем решения для всех сегментов. Перспективный и интересный проект – решения для оплаты коммунальных услуг. Помимо организации платёжного сервиса в личном кабинете на сайте управляющей компании (классический интернет-эквайринг), у нас есть возможность подключения автоплатежа. То есть можно настроить автоматическое списание по коммуналке.
Операция сопровождается последующим расщеплением каждого платежа на виды услуг. Идёт списание одной суммы, которая разделяется на отчисления в пользу управляющей компании, оплату водоотведения и электроэнергии, других коммунальных услуг. Сервис реализован и популярен в последнее время.
Мы запускаем возможность оплаты коммунальных услуг через систему RSBP. Операция проводится с использованием QR-кода, что удобно плательщику. Он получает свою квитанцию, сканирует код и автоматически средства списываются, также сопровождаясь расщеплением. Оплата происходит в один клик, поэтому не нужно отдельно рассчитываться за те или иные услуги. Есть возможность вместе с платежом передавать показания счётчиков. Для управляющих компаний предусмотрела опция автоматом отправлять жильцам ссылку на погашение задолженности.
– Есть ли вероятность, что безналичные платежи перекроют по объёмам все остальные способы расчётов? Когда-то говорили, что телевидение заменит театр, а теперь все смотрят YouTube.
– Я за пандемию, так как она способствовала развитию рынка безналичных платежей, то есть моей индустрии. Люди давно должны были перейти на онлайн-платежи. Не понимаю расчётов наличными. Это даже не вопрос гигиены, то есть физической чистоты купюр и рук их держащих. Пандемия – это старт реальной цифровизации, которая интересна и выгодна всем участникам этого процесса.
– Готовы рассказать о планах работы VEPAY на международном рынке?
– Компания готова выходить на европейский рынок. Те решения, которые уже у нас есть и зарекомендовали себя в России, планируем продвигать в Европе.