Finversia-TV
×

Алексей Зенков: «Дополненная реальность, облачные технологии, ИИ, последствия пандемии и будущее IT-отрасли» A A= A+

05.10.2022

CEO технологической компании Kesmaty Алексей Зенков в интервью для журнала «Банковское обозрение» и портала Finversia поделился своим мнением о текущей ситуации на рынке IT и предположил, как будет развиваться отрасль в ближайшем будущем.

– Если обозначить совсем лаконично – каковы сегодня основные тенденции развития IT-индустрии в мире?

– На мой взгляд, наибольшее развитие сейчас наблюдается в трех направлениях IT: аналитике больших данных, искусственном интеллекте и облачных решениях.

Новый этап конкуренции, особенно в финтех-сфере, заключается как раз в гонке за всё более качественной аналитикой больших массивов данных. Это решает проблемы комплексного хранения и анализа информации, что в свою очередь позволяет создавать продукты, отвечающие постоянным изменениям на рынке.

Облачные решения приобрели особую популярность во время пандемии коронавируса. В России этот рынок развивается быстро, а в 2022 году этому способствует еще и запуск «ГосТеха» – облачного платформенного решения для создания государственных цифровых сервисов и информационных систем. Он еще больше ускорит разработку таких сервисов в стране.

Что касается искусственного интеллекта, то сейчас фокус на том, чтобы сделать его еще более умным, ответственным и масштабируемым, в частности – в сфере защиты конфиденциальных данных.

Кроме этого, в качестве главных тенденций IT-сферы я бы также выделил метавселенные, Web3.0, дизайн, дополненный ИИ, и динамическое управление рисками (DRG).

– Пандемия коронавируса стала, похоже, «волшебным пенделем» для развития дистанционных форматов рабьоты. Оказалось, что это, во-первых, возможно, во-вторых, не страшно. Это так?

– Конечно же, главное изменение, которое принес за собой коронавирус, – это распространение удаленного режима работы. Несмотря на то, что мировая тенденция перехода на удаленную работу появилась еще после кризиса 2008 года, именно во время пандемии коронавируса эта практика стала повсеместной. Многие компании отказались от офисов, чтобы сэкономить деньги и обеспечить своим сотрудникам более безопасные условия труда. Если раньше удаленный режим был возможностью поработать в международных IT-гигантах без релокации, то теперь это стало обязательным условием для многих специалистов, даже при трудоустройстве в компанию с офисом в городе проживания.

– Тема чипов стала «горячей» для мировой экономики. Какова сегодня ситуация с чипами в мире и к чему она может прийти?

– В ситуации с чипами важную роль снова сыграла пандемия COVID-19. Коронавирус положил начало нехватке чипов, а его последствия, такие как новые вспышки вируса, проблемы с рабочей силой и геополитическая неопределенность, еще усугубили положение. В частности, сильно пострадала глобальная цепочка поставок. При этом потребность в полупроводниках с тех пор только выросла. Если спрос на чипы сохранится или даже снова возрастет, то рынок полупроводников будет напряженным вплоть до 2023 года.

– Что происходит в области ИИ?

– Во-первых, с распространением искусственного интеллекта и его внедрением на уровне предприятий многократно возросла потребность в программном обеспечении и платформах, которые позволяют разработчикам создавать системы искусственного интеллекта с нуля. Например, исследовательская компания Gartner оценивает рост рынка программного обеспечения для ИИ в $62,5 млрд в 2022 году, что на 21,3% больше, чем в 2021 году.

Также активно развиваются и освещаются три ветви ИИ.

Во-первых, ИИ, работающий с речью и текстом. Это распознавание речи и рукописных символов, машинный перевод и поиск информации. Яркий пример такого ИИ – языковая модель OpenAI GPT-3, которая может создавать художественную литературу, работать с компьютерным кодом и составлять деловые письма.

Во-вторых, так называемое «машинное зрение». Это ИИ, который позволяет машинам воспринимать и интерпретировать изображения и видео. Именно этот тип ИИ используется, например, в беспилотных автомобилях, в том числе всем известной Tesla.

И в-третьих, «креативный ИИ», который учится создавать музыку, дизайн и предметы искусства. Пример, известный в русскоговорящих странах, – Николай Иронов от «Студии Артемия Лебедева», который создает логотип и айдентику бренда по краткому описанию компании.

Кроме того, стоит отметить возрастающую важность ИИ в сфере кибербезопасности. Сегодня он помогает в обнаружении и предотвращении подозрительной активности с помощью анализа структуры сетевого трафика. Алгоритмы машинного обучения постоянно адаптируются и обновляются, чтобы понимать все нюансы инфраструктуры и сети организации, а также возможные сценарии атак.

– Еще одной из самых ярких тем IT-индустрии во всем мире стала виртуальная реальность…

– Спрос на виртуальную, дополненную и смешанную реальность растет благодаря многим сферам, в том числе здравоохранению, промышленности и маркетингу. По данным Statista, к 2024 году этот рынок достигнет оценки в $300 млрд.

Виден подъем пользовательского VR: играть стало проще – достаточно надеть очки, а AR уже давно доступен на всех современных устройствах. Развиваются сервисы для b2b-компаний и технологии для совместной работы.

Благодаря машинному зрению AR лучше распознает объекты в кадре и накладывает на них расширенную виртуальную информацию, например, для примерки одежды или просмотра товара в интерьере.

Активно развиваются виртуальные аватары. Многим знакомы Instagram-маски – это тоже пример синергии AR и искусственного интеллекта. А виртуальные аватары станут цифровой копией человека, которая будет в точности повторять все движения и транслировать их в виртуальный мир. Правд, есть проблема. Пока физические аксессуары, необходимые для полноценного пребывания в виртуальности, я бы не назвал, мягко говоря, идеалом комфорта.

Также технологии дополненной реальности напрямую связаны с метавселенными. Но в этом направлении есть проблема с завышенными ожиданиями. Потому как попасть в метавселенную – это не просто надеть VR-очки и погрузиться в пространство. Еще предстоит обеспечить доступность устройств, интернета высокое качество картинки, интегрировать платежные сервисы, сделать устройства легкими, высокопроизводительными и в целом продумать мир, по которому пользователям будет интересно передвигаться.

В будущем AR и VR будут активно использоваться в электронной коммерции, здравоохранении, играх, обучении и маркетинге. Одна из важных особенностей виртуальной реальности в том, что она дарит новые ощущения. Например, можно будет увидеть себя за рулем нового автомобиля, который еще даже не поступил в продажу…

– Облачные сервисы – это уже «отработанная» тема или она по-прежнему в центре внимания?

– Облачные решения для бизнеса обеспечивают более эффективную IT-доставку: стабильную и масштабируемую, а также с контролем затрат. Поэтому все больше компаний переходит в облако и выстраивает бизнес-стратегию, опираясь на такие сервисы.

Однако с уходом глобальных вендоров облачных технологий с российского рынка резко увеличился спрос на отечественные облачные сервисы и технологии виртуализации. Среди наиболее востребованных услуг – аренда вычислительных мощностей, перенос инфраструктуры, предоставление удаленных рабочих мест, хранение резервных копий и помощь в миграции на отечественное ПО.

Но нужно понимать, что перейти на новый софт и провайдера одним днем не получится. Потребуется время на создание резервной копии данных, тестирование функциональности и производительности новых решений и сервисов. Кроме того, не всё отечественное ПО соответствует зарубежному по функциональности и возможностям интеграции.

Также расширять собственную инфраструктуру становится сложнее из-за дефицита микрочипов на глобальном рынке. Сроки поставок IT-оборудования для российских заказчиков увеличились в 4-5 раз, а к концу года могут увеличиться еще. Все это будет подталкивать бизнес быстрее мигрировать в облако.

– Вы упомянули кибербезопасность. Она и раньше-то была важной темой для многих компаний, а с развитием «дистанционки», облачных сервисов и в связи с событиями в политике стала, судя по всему, одной из ключевых. Э/то так?

– Да, причем эта проблема универсальна, так как актуальна как для рядовых пользователей, так и для компаний. Постоянное использование большого количества источников данных значительно повышает вероятность их незащищенности – причем, по экспоненте.

В 2021 году атаки чаще производились на облачную инфраструктуру. В 2022 году следует ожидать появления новых методов атак и образцов вредоносного ПО, нацеленных на Linux-системы, средства виртуализации и оркестраторы. В целом объектами атак все чаще становятся крупные хранилища данных: от сетевых накопителей до облачных хранилищ.

Государства выделяют немало средств на кибербезопасность. Например, в России реализуется федеральный проект «Информационная безопасность», в рамках которого расширяется сеть опорных центров Национального киберполигона на базе университетов. Так повышается уровень ответственности ведомств и компаний за безопасность данных, а также информационных систем.

В США президент Джозеф Байден подписал закон, который предусматривает создание программы межведомственной ротации ИБ-специалистов. Согласно заявлению разработчиков закона, цель программы – привлечь и удержать специалистов путем предоставления им нового профессионального опыта в различных федеральных агентствах.

– А что происходит сейчас в сфере развития индустрии игровых сервисов?

– Среди последних трендов игровой индустрии я бы перечислил блокчейн, метавселенные и облачный гейминг.

Игры с применением блокчейн подстегнули энтузиазм пользователей с помощью концепции «играй и зарабатывай». Игроки потенциально могут зарабатывать деньги, продавая токенизированные ресурсы или персонажей. Но вопрос потенциала криптовалют и NFT в игровой индустрии довольно сложный – в сфере достаточно мошенников и так называемого «скама».

Как я уже говорил выше, о полноценных метавселенных пока речи не идет. Развитие этого тренда мы сможем увидеть через 5-10 лет. Однозначно можно сказать, что переплетения технологий с играми могут стать основой чего-то большего. Ближайшие аналоги метавселенных сейчас – это массивные цифровые игровые пространства, такие как Fortnite. Они агрегируют в себе множество возможностей для молодого комьюнити. Пока что без AR/VR, но это лишь вопрос времени.

Развитие облачных технологий, в свою очередь, дает возможность игрокам, не имеющим достаточно мощного железа, играть через облачные сервисы. Благодаря стремительно растущей популярности в будущем новые игры будут выходить на облачных сервисах потоковой передачи.

– Меняется ли география IT-развития в мире? Наметившееся противостояние США и Китая, недавний закон о поддержке IT в США – это серьезно меняет сиутацию?

– В 2021 году Азиатско-Тихоокеанский регион был крупнейшим на рынке информационных технологий, Северная Америка была второй. Кроме них, IT-рынок уже охватил Западную и Восточную Европу, Южную Америку, Ближний Восток и Африку.

Учитывая напряженность между Китаем и США, большая часть лоббирования, которое воплотил закон о поддержке IT в жизнь, сосредоточена на национальной безопасности. Менее 12% чипов мира производится в США, по сравнению с 37% в 1990-х годах. Вашингтон рассматривает эту тенденцию как угрозу, поскольку другие страны вкладывают средства в свою полупроводниковую промышленность.

К государственным средствам в этом законе прилагается множество условий. Производители чипов должны взять на себя обязательство служить национальной безопасности и экономическому развитию США. Надзорные органы будут тщательно проверять инвестиции. Только несколько технологических компаний имеют право на это финансирование. Большинство компаний, производящих чипы, таких как AMD, NVIDIA и Qualcomm не производят свои чипы.

В ближайшей перспективе ничего особенного не произойдет. Решение проблем на рынке чипов займет много времени. Дополнительные мощности не будут доступны до 2024 года. Также сохраняются и проблемы с цепочками поставок.

Закон о чипах продолжит обострять отношения между США и Китаем. Одна из основных его тем была сосредоточена на конкурентной позиции США по сравнению с другими странами, особенно Китаем. Сигнал довольно агрессивный, поэтому можно ожидать, что ответная риторика будет такой же.

– По каким направлениям сегодня двигаются крупнейшие классические игроки на рынке IT – Intel, IBM, Microsoft, Oracle, Apple, Amazon, Google, ADM?

– Что касается Google, то его глава видит будущее в технологиях дополненной реальности и развитии поисковых систем. Поэтому в Google Labs сосредоточились именно на области AR.

Oracle планирует расширить свое присутствие на рынке облачных технологий и к концу года иметь как минимум 44 «облачных региона».

Intel стремится увеличить мощности в условиях глобальной нехватки полупроводников. Стратегия компании – восстановить доминирование в производстве микросхем.

Microsoft называют идеальным будущим «игровой Netflix». Компания скупает игровые студии, развивает PC Game Pass и планирует заходить в тему метавселенных.

Amazon к концу года может запустить два прототипа интернет-спутников. Одновременно компания начала сотрудничать с поставщиком мобильных услуг Verizon для расширения покрытия 4G и 5G в отдаленных регионах США.

Можно сказать, что каждый игрок выбрал свое направление «специализации», но при этом почти все следуют основным трендам в сфере IT.

– Насколько события 2022 года являются критичными для ИТ-индустрии в России? Действительно ли критично бегство специалистов? Насколько проблемна связка российских ИТ-компаний с глобальными компаниями, ведь почти все они – вендоры глобальных фирм?

– Вы знаете, сами IT-компании пока стараются не давать прогнозы. Но по прогнозу TAdviser, в лучшем случае объем российского рынка в этом году снизится не более чем на 10%, а в худшем варианте – более чем на 20%.

Основные негативные факторы для IT-рынка России сейчас – это санкции и приостановка деятельности большинства западных вендоров, в том числе – не имеющих схожих российских аналогов.

Невозможно отрицать отток IT-специалистов из России в апреле-мае этого года, но уже сейчас наблюдается обратная миграция. В начале августа тысячи сотрудников иностранных компаний, заявивших об уходе с российского рынка, начали поиск новой работы. Однако выход тысяч сотрудников из иностранных компаний не снял проблему дефицита кадров, поэтому спрос на профессионалов остается очень высоким, а уровень заработной платы не снизился.

– А может ли Россия использовать потенциал ИТ-индустрии в так называемых «дружеских юрисдикциях»? Если да, то как?

– Еще до санкций наиболее востребованными технологиями из России были продукты для информационной безопасности, поисковики и связанные с ними системы, навигационные программы и софт для морского судоходства, цифровые двойники для промышленности, логистики, а также системы управления производством.

Российские компании с международными амбициями, в том числе и в IT, сейчас переориентируются на Восток. Это большой и очень перспективный рынок, хотя еще не до конца исследованный.

У экспорта российских решений есть технические ограничения – проблемы с проведением платежей и получением денег из-за рубежа российскими компаниями. В этой ситуации отрасли необходимо льготное кредитование для покрытия кассовых разрывов. Мерой поддержки могло бы стать появление российского банка в одной из дружественных стран для проведения необходимых платежей.

Но есть и другой вариант, который, например, представляем мы. Наша компания Kesmaty – это компания в Дубае, а в России действует ее «дочка». Это дает возможность работать без каких-либо ограничений.

Сейчас у нас в штате более 250 высококвалифицированных специалистов, способных решать сложнейшие задачи, в том числе и выходящие за рамки финтеха. Также стоит отметить, что на сегодня Kesmaty является центром притяжения, вокруг которого собралось уже более 500 малых и средних ИТ-компаний, а вместе с ними – более 10 тысяч разработчиков, аналитиков, дизайнеров, тестировщиков и других специалистов отрасли. Благодаря всему этому, мы можем в течение пары дней собрать команду разработки и приступить к реализации любого проекта, в том числе – в качестве подрядчиков как российских бизнесов, так и российских IT-компаний.

  • Андрей Лазарев
  • Finversia