Finversia-TV
×

Дмитрий Дьячков: «QBIS.Loan содержит в себе не только наш опыт, но и опыт работы пользователей» A A= A+

Дмитрий Дьячков, заместитель генерального директора компании «Банковские информационные системы» в интервью порталу Finversia.ru рассказал о конкурентных преимуществах автоматизированной системы управления кредитным портфелем QBIS.Loan, возможностях для МФО и лизинговых компаний, а также о том, что финансовый рынок становится всё более цивилизованным.

- Дмитрий, решение для автоматизации работы с кредитными активами QBIS.Loan существует более двух лет. Можно уже ли говорить о результатах его внедрения?

- Безусловно, потому что система QBIS.Loan за это время получила существенное развитие. Кроме банковского рынка, в ней появилось очень много новых возможностей для реализации в небанковском финансовом секторе: МФО, лизинговые компании. C 2017 года QBIS.Loan внедрялась несколько раз. По итогам последнего внедрения мы ее в значительной степени кастомизировали. Благодаря этому основная «фишка» QBIS.Loan получила дополнительное развитие.

- О какой «фишке» идёт речь?

- В нашем продукте ничего не прибито гвоздями. То есть он представляет из себя очень качественный конструктор. И основное из его конкурентных преимуществ заключается в том, что настройки системы можно производить самостоятельно. При этом пользователю не нужно иметь навыков программирования. Ему достаточно уметь читать на русском языке, обладать соответствующей методологической компетенцией и простой человеческой логикой.

- То есть вы сделали продукт не для профессионалов?

- Так сказать нельзя. Любой продукт такого уровня – это инструмент работы для профессионала, но его применение требует от пользователя гораздо меньше навыков. Например, не требуется дополнительных затрат на содержание большого штата программистов для настройки каких-то методологических изменений в QBIS.Loan тем или иным твёрдым кодом. Не нужно обращаться к нам как к вендору для осуществления каких-либо изменений по запросу пользователя. Заказчик все настройки в системе производит самостоятельно. Более того, мы всегда делаем акцент на крайне важный момент: внедрение системы заканчивается не тогда, когда в неё заложена вся методология, принятая у заказчика, а тогда, когда мы сами уверены в том, что клиент сможет обойтись без нас и он умеет самостоятельно настраивать продукт под себя. То есть, умеет изменять роли, права новых пользователей и, самое главное, – методологию: бизнес-процессы и параметрические бизнес-правила.

- А сколько времени занимает внедрение?

- Обучить работе в системе и настройке её, как мы считаем, можно за три-четыре итерации, которые, с учётом выполнения домашних заданий, могут уложиться в пару недель. Стоит понимать, что в указанный срок не входит разработка методики, потому как де-факто и де-юре мы не торгуем методикой как таковой.

Был ли у Вас опыт создания ПО для автоматизации  работы с кредитным портфелем до разработки QBIS.Loan?

Та часть нашего коллектива, которая занимается разработкой и сопровождением продукта QBIS.Loan, имеет, по самым скромным подсчётам, около 50 внедрённых аналогичных продуктов. Большинство сотрудников, работающих в команде, имеют непосредственный профильный опыт. В разное время мы работали и в банках, и в МФО, и в коллекторских агентствах. То есть мы знаем этот бизнес изнутри. В своё время, на заре зарождения коллекторского бизнеса в России, примерно в 2005 году, мы участвовали в создании одной из первых систем для сбора задолженностей. Будучи при этом не IT-командой, а коллекторским агентством. Иными словами, при создании этой системы использовался не только богатый инструментарий IT, который можно сейчас применить, но и реальный прикладной опыт работы в разных сегментах финансового рынка.

Я слышал, что QBIS.Loan объединяет в себе также опыт клиентов. Что Вы имеете ввиду?

В качестве примера. Недавно в одной из уже внедрённых систем по запросу клиента нами был доработан модуль управленческого учёта. Возвращаясь к нашим конкурентным преимуществам: ещё на начальном этапе договорённостей с клиентом мы оповещаем о том, что, если по запросу заказчика нами будут разработаны и внедрены изменения в систему, которые мы сочтём интересными, БИС может осуществить эти работы за свой счёт. В этом случае наша компания будет иметь право воспользоваться этими доработками при работе с другими клиентами в будущем. И получается следующее: наша система содержит в себе не только наш опыт, но и опыт работы пользователей, причём интегрирующийся в систему в режиме реального времени. В том числе и отчёты, встроенные в неё, которые, к слову сказать, приводят в восторг специалистов по риск-менеджменту. Мы ещё не сталкивались ни с одной системой, в которую был бы встроен тот же ролл-рейт и винтаж. Полагаю, вы и ваши читатели знакомы с данными терминами.

Таким образом, в QBIS.Loan встроено уже более 15 вариантов отчётов, придуманных не нами, а профессиональными пользователями системы. Стоит также помнить, что в QBIS.Loan есть встроенное хранилище данных, поэтому отчёты могут быть по-настоящему интересными: по ним можно мониторить динамику развития портфеля по всем направлениям. Продукт интересен и коллекторам. Сейчас у нас тесные взаимоотношения с НАПКА, мы активно сотрудничаем. Рад отметить, что коллекторы высоко оценили нашу систему.

- Можно об эффективности спросить?

— Смотря, что вы подразумеваете под эффективностью.

- Вот, к примеру, компания, у которой подобного технологического решения не было. И тут пришли специалисты БИС, внедрили свою систему, и у клиента – р-раз, и бизнес пошёл сразу в гору.

- В большей степени успех зависит не от наличия нашего продукта, а от методологии, вложенной в проект. Наша система позволяет удешевить процесс. Простой пример: операция, на завершение которой в том же Excel потребуется десять человек, в нашей системе может быть выполнена всего лишь одним работником. Следовательно, компания сможет урезать свои затраты на выполнение данной операции в девять раз.

- Эти цифры условны или реальны?

- Эти условны. Но, если взять реальные, то, пожалуй, один к пяти. Кроме того, время - это деньги. Ведь клиент не тратит время на написание ТЗ для вендора, на согласование с вендором стоимости тех или иных доработок. В свою очередь вендор не тратит время на осмысление сути заказа, на разработку, приёмо-сдаточные испытания и т.д. Вместо этого пользователь выбирает из своей команды, что называется, самого умного, этот умный садится, настраивает систему и – всё!

Но бывают, конечно, перегибы. В одном из наших внедрений мы наблюдали, как возможность глубокой кастомизации дала отрицательные плоды. Заказчик добавил в систему слишком много сложных бизнес-процессов. И проблемы начались при добавлении новых методологических функций: пользователь начал забывать внедрённые им же изменения, ему начало казаться, что появившиеся баги – результат ошибок в нашей системе. В итоге клиенту пришлось потратить немало времени на общение с нашей техподдержкой, чтобы выровнять ситуацию.

Поэтому хочу ещё раз отметить: реальный прорыв в эффективности при использовании QBIS.Loan в большей степени зависит от принятой у заказчика методологии и эффективности её как таковой. Мы всего лишь позволяем её крайне просто настроить в системе и имплементировать не просто в работу компании, но в саму её жизнь. Это, собственно говоря, и есть парадигма работы нашей системы. В неё последовательно закладывается вся оргструктура компании, все департаменты, подразделения, уровни подчинённости и компетенций. Да, на это нужно потратить время в процессе внедрения. Но после этого любой человек, заходящий в систему, работает так, как ему положено по должностной инструкции и по штатному расписанию. Он получает доступ только к той информации, которую имеет право видеть и делает только то, что должен в рамках своей компетенции.

Повторюсь, в банках это тоже возможно, но всё же в них больше ограничений, больше систем в IT–ландшафте, больше различных внутренних интеграций, большинство из ограничений, что называется, гвоздями прибито. Конечно, проще внедрять в МФО и в лизинговых компаниях. Можно сказать, что для небанковской сферы наш продукт может рассматриваться как единственный у пользователя. Ну, или - основной.

- Сейчас Центробанк охлаждает рынок потребительского кредитования. Будет ли востребована ваша система? Ведь наверняка она ориентирована на растущий рынок. А пригодится ли она на стагнирующем рынке?

- Наша система пригодится в любом случае и на любом рынке. Кроме того, никто не сможет запретить кредитование, кто-то всегда будет давать и брать кредиты. Я вижу, что рынок становится всё более и более цивилизованным. А раз так, то участникам рынка очень будут нужны такие инструменты, как QBIS.Loan.

Наша система работает в полном соответствии с 230-ФЗ. Её предустановки таковы, что она не сможет сгенерировать мероприятие «звонок», если, скажем, на текущей неделе клиенту уже было сделано звонков больше, чем полагается. И тому подобное. Кстати сказать, на презентациях нас часто спрашивают, а можно ли отключить эту функцию? Мы отвечаем, что, безусловно, можно сделать всё, что угодно, но зачем?

- Есть планы на ближайшее время? Например, на 2020 год?

- Они заключаются в более широком выведении нашей системы на параллельные финансовые рынки. И опыт предыдущих внедрений позволяет нам быть полностью уверенными в том, что наш программный продукт очень хорошо ложится в концепцию существования небанковских кредитных организаций. Именно в этом направлении мы и планируем осуществить нашу экспансию, разумеется, не забывая и про банковский рынок тоже. Мы возлагаем надежды на рынок небанковских финансовых услуг потому, что на нём очень явно видна тенденция к, так сказать, правильной цивилизованности. Все конторы, которые выдавали займы под тысячу процентов в день, уже прекращают своё существование, либо уже прекратили. В то же время цивилизованные МФО – и мы это видим на примере наших клиентов – уже мало чем отличаются от банков.

  • Федор Чайка
  • Finversia.ru

Finversia-TV

Горячая цифра