Finversia-TV
×

Гузелия Имаева: «Самый высокий запрос на финансовое образование прослеживается у молодых девушек» A A= A+

22.02.2021

Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ, в интервью порталу Finversia.ru рассказала о своём отношении к ситуации вокруг акций GameStop, чем отличаются финансовые привычки наших миллениалов и их западных сверстников, уровне финансовой грамотности молодых людей и о многом другом.

– История вокруг акций GameStop показала, что мы практически ничего не знаем про новый класс инвесторов. Теперь их будут изучать под лупой. В НАФИ уже приступили к этой работе?

– Да! Изучали, изучаем и будем изучать. По результатам нашего недавнего исследования, снижение процентной ставки по вкладам и кажущиеся простота и доступность инструментов инвестирования привели многих россиян к идее попробовать себя в роли инвестора. Почти четверть – 24% – проявляют интерес к этой сфере, а 9% россиян имеют опыт инвестирования. При этом большинство «новых инвесторов» не имеют практических навыков и достаточных финансовых знаний для работы на фондовом рынке. Наибольший интерес к инвестициям проявляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет: среди них 38% интересуются этой темой, и с возрастом интерес снижается.

– Можно ли назвать бунт частных инвесторов бунтом миллениалов? Насколько нефинансовые мотивы превалируют над финансовыми в этом бунте?

– Наверное, это можно в какой-то степени назвать бунтом именно американских миллениалов. Насколько скоординированным и осознанным этот «бунт» был для большинства участников – до сих пор открытый вопрос. Кто-то склонен романтизировать этот кейс. Его описывают как торжество коллективного духа, восстание «диванных» инвесторов против традиционных хедж-фондов с Wall Street, противостояние миллениалов и бумеров. Но, например, есть и версия, что на движение оказывали влияние в первую очередь сообщения ботов, а движением руководил не инвестор-любитель без опыта, а профессиональный трейдер. Проводились анализы тысяч сообщений, опубликованных на форуме Reddit WallStreetBets. Аналитики пришли к выводу, что порядка 97% сообщений были созданы ботами. Ботов иногда бывает непросто распознать с первого взгляда – даже если у вас высокий уровень цифровых компетенций.

Ситуации с GameStop способствовало множество факторов: повышенная доступность акций в результате цифровизации, успешная мобилизация подписчиков в медиа-пространстве, протестные настроения в обществе рост социального напряжения из-за пандемии.

Вместе с тем, в первую очередь на рост количества новых брокерских счетов повлияла пандемия и вынужденное пребывание в пределах домов. Как результат — скоординированная покупка акций GameStop и опционов розничными «новыми» инвесторами.

– Какая ассоциация вам пришла в голову, когда вы услышали об истории вокруг акций GameStop?

– Наверное, первая ассоциация – что это некое «робингудство»: группа частных инвесторов посеяла хаос среди крупнейших игроков на Wall Street, заставила их понести убытки. Инвесторы, купившие акции GameStop, получили большие деньги. Кто-то смог таким образом закрыть свои кредиты на недвижимость, машину, учебу.

Потом задумываешься – ведь у кейса GameStop прослеживаются все признаки финансовой пирамиды: последний примкнувший к покупке акций будет всегда в проигрыше. Подобные ситуации возникают в акциях, которые фундаментально отклоняются от своей реальной стоимости. В таких инициативах большой риск для участников, если не понимать фундаментальную стоимость активов.

– Эксперты говорят, что повторения истории с GameStop невозможно из-за проактивной позиции регулятора. А насколько наши молодые инвесторы способны к координации?

– По сравнению с США у нас слишком малая доля людей вовлечены в операции на фондовом рынке. По данным НАФИ, 9% россиян имеют опыт работы с инвестициями – и среди них уже очень много так называемых новых инвесторов с небольшими инвестиционными портфелями.

На российском фондовом рынке копирование ситуации с GameStop вряд ли возможно. У наших игроков может быть просто недостаточно информации – на российских биржах нет такой активности индивидуальных инвесторов, а коротких позиций меньше. Кроме того, у нас может быть определен предельный дневной рост стоимости акций – в случае с GameStop такого не было.

Судя по заявлениям представителей Банка России, для них эта ситуация уже стала дополнительным поводом рассмотреть изменения в правилах для неквалифицированных инвесторов.

– Насколько наши инвесторы-миллениалы отличаются от своих сверстников на Западе? Согласно исследованию Делойта, Топ-3 страхов молодых людей в России и за её пределами не совпадает. На Западе больше всего обеспокоены изменением климата, безработицей, а у нас – коррупцией и неравенством в доходах.

– Разница в приоритетах в разных странах в рамках одного поколения интересна, это повод для глубокого анализа ценностей молодежи. Нужно детально исследовать общественную повестку каждой отдельной страны. Например, в Испании довольно высокий уровень безработицы, поэтому можно предположить, что у испанских миллениалов остро стоит вопрос с трудоустройством.

У нас – другие проблемы. Живы страхи 90-х годов, когда люди теряли деньги в результате финансовых катаклизмов, низкой финансовой грамотности и действий аферистов. Определенное недоверие к высокорисковым финансовым инструментам у многих сохраняется и сегодня, в том числе у молодежи.

Можно предположить, что в финансовом плане большинство российской молодежи более консервативны, чем их западные ровесники. При этом российская молодежь проявляет больший интерес к инвестициям, чем россияне в среднем: в группе от 18 до 24 лет 38% интересуются инвестициями, в среднем по стране – 24%.

– Один из устойчивых мифов в отношении молодого поколения заключается в том, что новички на фондовом рынке бездумно нажимают кнопки, совершают операции без стратегии и так далее. Но брокеры резко возражают против таких оценок. А как вам видится ситуация? Какой же может быть бунт, если инвесторы консервативны?

– Иногда это действительно так: у молодых инвесторов нет должных финансовых знаний, опыта использования инвестиционных продуктов. При покупке акций они руководствуются открытой информацией, которую могут найти в сети, советами блогеров. В России у кого-то из «новых инвесторов» может быть ложная уверенность в сохранности своих инвестиций по аналогии с банковскими вкладами, защищенными системой государственного страхования. В результате они могут идти на необдуманный риск. А развитие цифровых финансовых инструментов позволяет быстро и с небольшим капиталом войти на фондовый рынок, даже сидя на диване.

Тема «новых инвесторов» требует особого внимания как со стороны регулятора, так и со стороны инвестиционных компаний: необходимо соблюдать баланс между активным маркетингом инвестиционных инструментов и всесторонним информированием неподготовленных новых инвесторов. Привлечение этой категории граждан «обещаниями высокой доходности» может нести риски как для самих клиентов, так и для репутации финансового сектора.

– Как можно оценить уровень финансовой грамотности современных молодых людей и более старших поколений?

– Существуют различные методики. В наших исследованиях, которые мы проводили в 2018-2019-2020 годах, оценивались финансовые знания, навыки и установки россиян. В каждой волне исследования принимали участие 85 000 респондентов, по 1000 человек в каждом регионе. Результаты репрезентируют население России и каждого российского региона по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта.

По результатам исследований, самые высокие показатели финграмотности – у людей экономически активного возраста (30-45 лет). Это логично: знания закрепляются в процессе их применения на практике. Совсем молодые россияне менее подкованы в финансовом плане из-за нехватки жизненного опыта и специальных обучающих программ в школе или университете, а пожилые утрачивают финансовые навыки вместе со снижением экономической активности и, в силу своей доверчивости, особенно уязвимы для мошенников. Кроме того, у представителей старшего поколения ниже уровень цифровых компетенций – и это в контексте все большей цифровизации банковского сегмента становится еще одним фактором риска.

– Миллениалы vs поколение Z: у кого уровень финансовой грамотности выше?

– Миллениалы сейчас находятся в самом активном с экономической точки зрения возрасте, либо вплотную приближаются к нему. В этом возрасте самая большая доля трудоустроенных людей, высококвалифицированных специалистов, у них – самый высокий уровень финансовой грамотности. Наши исследования также захватили фрагмент возрастной группы зумеров. Среди тех, кто моложе 18 лет, мы не проводили исследование, при этом есть данные по молодежи от 18 до 22. У них – один из самых низких уровней финграмотности, у миллениалов он статистически значимо выше.

– Как вы думаете, что является самым уязвимым местом в финансовой культуре миллениалов?

«Неуязвимые стали уязвимыми. Причина в той сложной, разносторонней финансовой жизни, которую ведут миллениалы», – Гузелия Имаева, НАФИ

– 2020 год ударил в финансовом плане по всем социальным группам, по всем поколениям. И часто то, что было сильной стороной людей, становилось их слабостью. Если говорить о миллениалах – то это люди, которые, можно сказать, впервые оказались в «группе риска» из-за экономических сложностей, вызванных пандемией. «Неуязвимые» стали «уязвимыми». И причина – именно в той сложной, разносторонней «финансовой жизни», которую они ведут. Многие из них в 2020 году, например, потеряли работу, им урезали зарплату. Но заботу о семье при этом никто не отменял, выплату по кредитам, которые уже были взяты, – тоже. Кредитная нагрузка на миллениалов, таким образом, значительно возросла. И с ней связаны ряд финансовых рисков.

Во-первых, в сознании многих россиян пока нет устойчивого понимания необходимости откладывать часть доходов на случай непредвиденных трат. По нашим исследованиям, среднестатистическая российская семья в случае потери основного источника дохода продержится на свои сбережения чуть больше двух месяцев – 63 дня, а 42% россиян – только месяц. Соответственно, необходимость выплачивать кредиты ставит многих в очень затруднительное положение.

Второй риск связан с невнимательным отношением к договорам при оформлении кредитов – а практически у каждого второго человека в возрасте 30-45 лет есть тот или иной кредит. Согласно нашим исследованиям, 48% заемщиков не сравнивают условия по кредитам, предоставляемым разными банками, 17% заемщиков не читают договор при оформлении кредита. Соответственно, велик риск того, что эти люди берут кредиты на невыгодных для себя условиях и в дальнейшем, в экономически сложные периоды могут оказаться неспособными выплачивать их.

Наконец, третий риск связан с отсутствием у многих понимания о необходимости возврата долгов банкам. 33% россиян считают, что банкам в случае финансовых затруднений можно не возвращать долги. Это не воспринимается как обман (в отличие от невозврата долга, например, другу), потому что банки изначально не вызывают симпатии у многих россиян. И среди людей, которые считают, что банкам можно не возвращать долг, велика доля именно россиян среднего возраста, миллениалов.

«Среди людей, которые считают, что банкам можно не возвращать долг, велика доля именно россиян среднего возраста, миллениалов», – Гузелия Имаева, НАФИ

– И что – в финансовой культуре поколения Z?

– Для поколения Z в числе основных рисков можно назвать разрыв между уровнем цифровой и финансовой грамотности. У поколения Z могут быть развиты цифровые навыки - эти люди родились уже в эпоху цифровизации, поэтому они хорошо ориентируются в сети, быстро находят нужную информацию, активно пользуются различными приложениями.

Однако финансовые компетенции у них серьезно отстают. Прежде всего потому что современная молодежь позже входит во «взрослую жизнь»: многих долго финансово поддерживают родители, они живут в родительских квартирах, поздно заводят семью, на них лежит меньше ответственности. Уязвимость зумеров – отсутствие жизненного опыта и нежелание его приобретать. Этим могут воспользоваться финансовые мошенники.

– Какие, по-вашему, сильные стороны молодых людей применительно к финансам?

– Молодежь гибка, адаптивна к современным быстроменяющимся условиям. У них лучше развиты цифровые компетенции. При желании они могут без проблем найти любую нужную информацию в сети. Они практически моментально осваивают все удобные новинки финтеха, например, платежи через смартфон (Google Pay, Apple Pay или Samsung Pay), переводы через Систему быстрых платежей.

Приоритет молодежи сегодня – личностный рост и развитие (здоровье, путешествия, образование и т.д). Именно у молодого поколения, особенно у девушек, прослеживается самый высокий запрос на финансовое образование. С возрастом этот интерес падает.

  • Федор Чайка
  • Finversia.ru