Finversia-TV
×

Мы что-то пропустили? A A= A+

22.10.2018

Октябрь уж наступил… Более того, к концу близится. И те, кому интересна дальнейшая судьба экономики и майского супер-указа, дождались обещанной программы — ровно к сроку. Точнее, не программа, но даже круче — основные направления деятельности правительства. Намечены, написаны, обсуждены кабинетом министров и утверждены его главой.

В прошлой колонке я вспоминала похожий документ советских времен. Правда, он был посвящён не деятельности правительства, а развитию народного хозяйства. Впрочем, нет сомнений в том, что новый кабинет министров в своей работе преследует ту же цель.

Сразу скажу, что мне понравилось — конкретные фамилии вице-премьеров, отвечающих за ту или иную позицию. Подозрения, что не все из них усидят на своих местах до 2024 года (и с кого тогда спрашивать?), оставлю в стороне как незрелые. Значит, спросят с преемников, с этим у нас просто.

Поскольку документ обширный и многоплановый, придётся остановиться только на тех его фрагментах, которые имеют непосредственное отношение к экономике и финансам. Самая интересная и сложная цель — пятое место среди мировых экономик, и за её достижение, как следует из документа, ответственность несёт первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

В общих чертах предложенные механизмы движения к цели столь же понятны, сколь и, прошу прощения, банальны: «стабильные налоговые условия; предсказуемое тарифное регулирование; прозрачное и предсказуемое регулирование неналоговых платежей предпринимателей; снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности» и прочее, о чём говорится лет двадцать подряд. Где-то даже есть сдвиги, которые, впрочем, мгновенно нивелируются шагами типа повышения НДС (а ведь тоже, помнится, обещали налоги не трогать). Само собой, декларируется и снижение доли государства в коммерческих компаниях. И в самом деле — повышать дальше некуда, тот же банковский сектор уже почти полностью под госкрылом…

Ну ладно, посмотрим в деталях? А деталей-то, собственно, и нет — всё те же привычные и, признаться, поднадоевшие мантры о «трансформации делового климата», поддержке малого и среднего бизнеса, а также о стимулировании инвестиционной активности, et cetera, et cetera. И тут уже не указано никаких персонально ответственных лиц, как будто непонятно, что все инициативы сверху вязнут в среднем чиновничьем звене и напрочь помирают в более низких слоях.

Остаётся, конечно, надежда на конкретные национальные проекты. Если не вспоминать судьбу их предшественников — возможно, я ошибаюсь, но вроде ни один из них так и не был реализован. Не считая олимпиады и футбольного чемпионата — однако там вожжи крепко держал президент, а хватит ли его на все декларированные проекты? Да и не дело это — когда всё замыкается на первом лице, к чему же тогда непомерно раздутый аппарат управления?

Вот на эту тему в «Основных направлениях» практически ничего (кроме тех же общих формулировок) не говорится. А между тем, именно в никудышнем управлении суть проблемы — на мой непросвещённый взгляд. И, кстати, по мнению многих, гораздо более просвещённых экспертов. Оно похоже на популярную во времена моего детства игру в «испорченный телефон» — пока ценные идеи (и даже вполне конкретные указания) дойдут до непосредственных исполнителей, от их смысла почти ничего не остаётся. Возможно, потому, что толком никто ни за что не отвечает. Ну, разве что за написание программ к намеченному сроку — «писателей» теперь у нас достаточно. Так же как и записных ораторов с гладкими и бесконечными речами.

Не примите эти заметки за осеннее бурчание. На самом деле, когда я пытаюсь представить себе объём и сложность российских экономических проблем, впору немедленно пожалеть федеральных начальников: как в этом хаосе разобраться, а тем более привести в порядок? Казалось бы ответ напрашивается — структурировать, ответив на сакраментальный вопрос: кто это будет делать? И чем ответит в случае саботажа или явного провала? Нет, я не предлагаю посылать нерадивых чиновников строить каналы или работать в деревне, как это делали и у нас, и у китайцев в прежние времена. Но и пересаживать их из кресла в кресло тоже как-то негоже. Вот был у нас мебельный торговец министром обороны, и что? А когда выяснилось, что не только не справился, но и сильно нагадил, вместо того, чтобы наказать, пересадили во вполне комфортный кабинет. Видимо, в качестве примера для остальных, столь же нерадивых, другого разумного объяснения в голову не приходит. Или приходит?

В этой бочке пессимизма есть, впрочем, капли надежды. Например, на губернаторов, пришедших в некоторые регионы. И на «лидеров России» — действительно, хорошие ребята, крепкие, умные и умелые. Весь вопрос в том, что победит: они чиновничью рутину — или наоборот?

С другой стороны, и им выше головы не прыгнуть. Если в правительстве решили, что трёхпроцентного роста мы достигнем не раньше, чем через два-три года, значит, так тому и быть. Как с такими прогнозами выйти на пятое место в мире, понять сложно. Разве что мировые темпы экономического роста, которые сейчас 3,5 процента, ни с того ни с сего упадут. А с чего бы им падать? Там, где хотят роста, принимают адекватные меры. Скажем, снижают фискальную нагрузку, как сделал Дональд Трамп. И растут — экономика на такие вещи отзывается очень споро. Наши же министры и прочие должностные люди, прежде всего, заботятся о кубышке. Когда-то ругали за это Алексея Кудрина, потом, в кризис, решили, что был совершенно прав, закладывая подушку безопасности. К слову сказать, в кризисные времена из этой подушки черпали исключительно на поддержку несчастных банков. Рядовому бизнесмену указали бы на излишне рисковую стратегию и посоветовали выживать самостоятельно («денег нет, но вы держитесь»), а банкам отстегнули, как говорится, без торга. Чтобы, ясно море, обеспечить финансовую стабильность — отмазка на все времена. У части банков — да, ситуация более или менее стабилизировалась. Остальные приказали долго жить.

Долго искала в документе конкретные разъяснения по структурным реформам. Не нашла ничего, кроме, опять же, общих слов. Спросила у знающих людей — они тоже не нашли. Может, все мы что-то пропустили? И где-то написана «формула успеха», которую мы, невнимательные, упустили из виду?

В общем, странное ощущение от этих самых «Основных направлений». Вроде бы обо всём сказано, ничего не упущено: и тебе демография, и продолжительность жизни, и экономика, и… А в итоге не сказано ничего — просто пересказали «своими словами» и сделали более многобуквенным пресловутый майский указ. Такая обманка: написано — механизмы достижения национальной цели, и ты радостно готовишься ознакомиться с этими самыми механизмами. А оказывается, это «повышение экономической активности населения и увеличение рабочей силы; повышение качества инвестиций в основной капитал и увеличение их объема до 25% доли в ВВП; рост совокупной факторной производительности труда, в том числе не связанной с новыми инвестициями».

Вы увидели механизм? Снимаю шляпу. Мне не удалось, видно, умом не доросла. Только и помню, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади едят сено. Но предложенные «механизмы» из той же оперы. О повышении производительности труда я слышу уже больше полувека, а воз и ныне там. Что касается экономической активности населения, то так и хочется спросить: а вы их дустом пробовали? После всех налоговых экспериментов и новаций нужен некий революционный шаг, чтобы люди поверили — да, действительно правительство их поддерживает, оно заинтересовано в развитии бизнеса. Пока же всё «с точностью до наоборот».

Оно, конечно, электоральный цикл только начался, и кажется, что шесть лет — это очень долго. Но вот осталось уже чуть больше пяти, но мы имеем лишь прекрасно написанную многостраничную бумагу. И кучу проблем. Которые непонятно кто и как собирается решать.

Или мы в самом деле что-то пропустили?

  • Людмила Коваленко
  • Finversia.ru